Искусство фальши
Почему чаще всего подделывают полотна русских мастеров
Каждая вторая картина русского художника — подделка. За прошлый год специалисты Центра научно-исследовательской независимой экспертизы им. Третьякова забраковали около 60% работ, принятых для подтверждения подлинности. Антиквары вообще считают русское искусство зоной высокого риска. Почему подделывают именно художников из России? Разбиралась Светлана Белова.
Русских художников подделывать несложно, говорят эксперты. 70 лет, при Советах, антикварный рынок был загнан в глубокую «тень», и теперь каждый второй провенанс берет истоки с бабушкиных сундуков и недоказуемых семейных связей с самим художником. Коллекционеры тоже стали осторожнее. Так, в Центре им. Третьякова отметили, что сейчас на экспертизу сдают работ гораздо больше, чем раньше. Впрочем, это не гарантия того, что на рынке стало меньше подделок, пояснил административный директор Центра научно-исследовательской независимой экспертизы им. Третьякова Александр Попов.
«Мы обработали больше 10 тыс. произведений искусства, по меньшей мере 5,5 тыс. оказались фальшивками. Я не верю в то, что подлинные полотна можно выкинуть или засунуть в чулан. Естественно, они присутствуют, так скажем, на неофициальном рынке», — заметил он.
Чаще всего встречается так называемая «перелицовка» картин. То есть на работу неизвестного художника ставят подпись признанного мастера и выдают за вновь обнаруженный шедевр. Нередко в разряд фальсификата попадают полотна, описанные только в старых каталогах начала прошлого века. Тогда их выпускали без иллюстраций и подробной информации. Чаще всего подделывают самых популярных мастеров, отметил арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич.
«Лидеры по части подделок — это художники из так называемой «Родной речи», то есть те, кто знаком нам с детства, — Айвазовский, Шишкин, Левитан. Это, естественно, художники русского авангарда, которые ближе к нам по времени. Исходя из этого, их проще подделать, такие полотна котируются на мировом рынке и стоят достаточно дорого», — пояснил он.
Покупать работы русских авторов нужно именно в России, настаивают эксперты. Дело в том, что в стране сложилась устойчивая практика сертификации предметов искусства. Ни один аукцион или галерея не предложит клиенту вещь без экспертного заключения. В этом смысле покупки на зарубежном рынке более опасны, убежден директор портала ARTinvestment Константин Бабулин: «В Европе, например, экспертизы в ценовом диапазоне до €5 тыс. вообще не проводят, даже не заморачиваются на эту тему. В России, если речь идет о работе, которая оценивается в порядка 300 тыс. руб. и выше, то экспертиза уже обязательна».
От подделок в коллекции не застрахован никто — ни частный антиквар, ни музей, заявляют специалисты. Даже картина, прошедшая профессиональную экспертизу может оказаться фальшивкой. Особенность российского рынка в том, что за подобные промахи ответственности никто не несет. Обычно коллекционер, который обнаружил, что заплатил крупную сумму за простой бездарный рисунок, получает лишь извинения от эксперта — ошибиться может каждый.
Некоторые игроки антикварного рынка настаивают на введении уголовной ответственности за ошибочную экспертизу предметов искусства. Однако другие специалисты предлагают перенять практику Франции. Там принято свою экспертизу страховать. Все промахи оценщика покрывают страховщики.