Отец, сын и трэш
Денис Рузаев о продолжении «Стражей Галактики»
В прокат выходит вторая часть "Стражей Галактики". Самая сумасбродная экранизация комиксов Marvel окончательно прощается с логикой и здравым смыслом — что идет ей только на пользу
Натуральный космический ковбой, без стеснения зовущий себя Звездным Лордом и питающий страсть к музыкальному наследию 1970-х (Крис Прэтт). Перфекционистка с зеленой кожей и патологическим недоверием к близким (Зои Салдана). Одновременно темнокожий и краснокожий качок без чувства юмора и такта (Дэйв Батиста). Енот c ракетницей в руках и зияющей дырой в сердце (голос Брэдли Купера). Волоокое ходячее деревце, словарный запас которого ограничивается репликой "Я Грут" — справедливости ради, она и правда годится на все случаи жизни. Галактике, у которой вот такие Стражи (получившие этот статус официально после событий первого фильма), пожалуй, стоило бы пересмотреть свою политику безопасности.
А пока шайка легитимных отщепенцев со Звездным Лордом во главе колесит по бескрайнему космосу, небескорыстно охраняя мир и покой. Не обходится без эксцессов — когда Рокет крадет передовые батарейки у очередных работодателей, расы позолоченных снобов-аристократов, на хвост героям садится целый боевой флот. Стражей спасает видный пожилой мужчина божественного происхождения с неограниченным арсеналом возможностей (Курт Рассел). Оказывается, появился он не просто так, а чтобы объявить, что лидер Стражей приходится ему родным сыном. Приглашение погостить на планете новоявленного папаши немедленно принимается — и тот факт, что бога-отца зовут Эго, никого не смущает. А зря.
Режиссер "Стражей Галактики" Джеймс Ганн в сиквеле своего хитового космического водевиля ни стиль, ни приемы не меняет — ограничиваясь в меру изобретательным тюнингом. Обычно такой подход к продолжению комиксных блокбастеров почти гарантирует болезненную скуку. Но первые "Стражи" все-таки не были рядовой голливудской поделкой. Ганн, наверное, единственный студийный режиссер, который может похвастать тем, что профессию осваивал на легендарной фабрике трэша Troma: в его актерской и сценаристской фильмографии есть, например, легендарные "Тромео и Джульетта". Заложенное в каждый кадр творений Troma презрение к серьезности Ганн не растерял и 20 лет спустя. Поэтому вторая серия "Стражей", как и первая, лишена пафосного выстраивания экранных миров и унылых расшаркиваний перед здравым смыслом, которыми обычно грешат тяжеловесные франшизы, в том числе фильмы Marvel. В рамках двухсотмиллионного бюджета Ганн действует с той же ехидной бесцеремонностью, какую ему давал бюджет нулевой,— разве что множественный экшен демонстрирует чудеса технологического прогресса, а заодно искрит всеми цветами CGI-радуги (причем буквально — открывающая фильм схватка с жирным чудом-юдом закончится радужным сиянием, исходящим от поверженного монстра). Более того, сцена подавления мятежа на корабле космических пиратов (посредством всего одной самонаводящейся стрелы) и вовсе представляет собой триумф освобожденной с помощью компьютерных технологий кинокамеры — большое, без шуток, искусство.
Мир "Стражей Галактики" не собирается соответствовать ни логике, ни здравому смыслу, и в этом его безусловное преимущество. Целые планеты здесь могут оказаться одной мегаломанской черепной коробкой. Из табакерки сценария без предупреждения выскакивают новые ключевые персонажи (лучший — девушка с рожками-антеннами Мантис). На каждый случай жизни у Ганна обнаруживается семидесятнический хит в диапазоне от Джорджа Харрисона до Кэта Стивенса. А песня последнего "Father And Son", по сути, пересказывает основной конфликт, который во второй части "Стражей" сошел за сюжет. Но и этого скромного сюжетного каркаса Ганну хватает, чтобы выстроить вокруг него свой сумасбродный аттракцион. В отличие от большинства других голливудских аттракционистов, этот режиссер еще не успел забыть: аттракционы в кино и жизни могут быть сколь угодно вычурными, изощренными и головокружительными, но они ничего не стоят, если не гарантируют инъекцию дурного, беззаветного веселья.
В прокате с 4 мая