«Пора понять, что дети не собственность родителей»
Детские омбудсмены обсудили в Белгороде традиционные ценности и насилие в семье
Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова собрала коллег из регионов на 14-й съезд уполномоченных по правам детей в Белгородском госуниверситете. Участники пленарного заседания обратили внимание на необходимость «продвижения традиционных семейных ценностей», но разделились во мнении, что такое семья.
Доклад Анны Кузнецовой был посвящен проблеме семейных ценностей. По мнению уполномоченной по правам ребенка, преподавать «нравственные основы» нужно не только в школе, но и по телевидению. «Важно говорить не только о подготовке инженеров и юристов, но и подготовке к семейной жизни»,— отметила она и заявила о необходимости продвижения положительного образа благополучной семьи на ТВ. Детский омбудсмен представила результаты опроса, согласно которому 70% молодых россиян считают приоритетным семейное благополучие. Интернет же должен взять на себя «альтернативный контент», заявила Анна Кузнецова. Позже она пояснила журналистам, что имела в виду «дополнительное образование» в соцсетях: уроки по созданию программ, роботов, которые «тоже интернет». В вопросах прав детей, по словам госпожи Кузнецовой, «не может быть количественной эффективности», так как важнее всего «благополучие конкретного ребенка в семье».
Член комитета Совета федерации по социальной политике Валентина Петренко согласилась «с каждым словом» Анны Кузнецовой о важности «пропаганды семейных ценностей», обратив внимание на «атакующие современную семью нетрадиционные влияния»: «Каждый четвертый ребенок рождается в гражданском браке, каждый третий — в неполной семье». По словам директора департамента госполитики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Евгения Сильянова, с 2008 года число анкет сирот в федеральном банке данных сократилось со 186 тыс. до 56,5 тыс. «На 19 апреля речь идет о 56 415 детях»,— уточнил господин Сильянов. Более 60% детей-сирот, по его словам, остались без попечения родителей после процедуры лишения родительских прав и лишь в 25% случаев причиной сиротства становится смерть родителей. При этом Евгений Сильянов отметил и позитивную динамику: если в 2011 году родительских прав лишили матерей и отцов 38 тыс. детей, то в 2016-м — 27 тыс.
Старший помощник председателя Следственного комитета России Игорь Комиссаров привел выдержки из уголовных дел. «В Свердловской области девочку насиловал родной отец, а когда его посадили, насилие продолжил дедушка,— доложил господин Комиссаров, перечисляя факты насилия над детьми в семьях.— Произошла подмена понятий: семьей стали называть любую форму, где есть отец, мать и ребенок». Он предложил собравшимся определить, что такое семья, в которой у ребенка должна быть «возможность развиваться, жить и чувствовать себя в безопасности».
По словам Игоря Комиссарова, исключить опасность угрозы жизни и здоровью ребенка необходимо прежде всего в семье, так как в России существует «опасное заблуждение о допустимости насилия в отношении детей как элемента традиционных ценностей»: «Малыша по пьянке папа избил ремнем — это тоже духовные семейные ценности?» «Снова детский суицид: 13-летнюю девочку мама перевела на домашнее обучение и полностью ограничила в контактах со сверстниками,— рассказал он.— Но дети не хотят умирать, они хотят, чтобы их любили. Надо понимать, что, в отличие от взрослого, ребенку некуда пойти и часто побои он воспринимает как норму». По его мнению, «давно пора понять, что дети — это не собственность родителей».
Как Госдума декриминализировала побои в семье
Госдума 27 января приняла в окончательном, третьем, чтении законопроект о декриминализации побоев. Шлепки, затрещины и другие мелкие побои в ходе семейных конфликтов считаются административным правонарушением, а не преступлением, в случае если соответствующее обращение поступит в полицию от пострадавшего. Ранее введенное уголовное наказание в «Единой России» назвали «ошибкой, которую нужно исправить». В КПРФ считали, что декриминализация УК «закрепит насилие как норму поведения». Читайте подробнее
Как представители Госдумы и Минобразования искали новые способы защиты детей от опасного контента в интернете
Существующий подход к интернет-безопасности и профилактике суицидов среди детей нужно пересмотреть, заявили в марте представители Госдумы и Министерства образования и науки РФ. Такой вывод прозвучал в ходе обсуждения разными ведомствами проблемы негативного влияния интернета на детей и подростков. Эксперты предложили подумать об изменениях в школьной программе и работе со взрослыми — родителями и учителями. Читайте подробнее