Сыну депутата в США предложили по максимуму
Романа Селезнева американская прокуратура предлагает приговорить к 30 годам заключения
Судья Ричард Джонс в пятницу вынесет решение о наказании для россиянина Романа Селезнева, арест которого на Мальдивах с последующей выдачей США вызвал широкий резонанс на родине. Сына депутата Госдумы от ЛДПР Валерия Селезнева присяжные ранее единогласно признали виновным по 38 пунктам обвинения в кибермошенничестве, умышленном причинением ущерба защищенному компьютеру, получении с него информации, хранении более чем 15 неразрешенных приспособлений для доступа к защищенным компьютерным сетям, хищении персональной информации при отягчающих обстоятельствах. Прокуратура запросила максимальное наказание — 30 лет заключения, защита просит суд выйти за рамки нижнего предела с учетом положительной характеристики личности осужденного.
В меморандуме прокуратуры (есть в распоряжении “Ъ”), судью Джонса призывают не проявлять никакого снисхождения к россиянину, поскольку тот не сотрудничал со следствием, хотя и декларировал такое намерение. Он признал себя виновным, однако уже после обвинительного вердикта присяжных.
Из документа следует, что первая встреча господина Селезнева с представителями прокуратуры для обсуждения программы сотрудничества состоялась в декабре 2014 года. «В то время, вскоре после ареста обвиняемого, информация, которой он владел, могла быть полезной для расследования других преступлений. Правительство совершенно ясно дало понять, что значимость такого сотрудничества будет уменьшаться, а то и вовсе исчезнет ко времени суда, который тогда был назначен на 4 мая 2015 года. Тем не менее обвиняемый предпочел не идти на сотрудничество»,— говорится в документе обвинения, поступившем в суд за неделю до определения наказания. Россиянин, в частности, отказался назвать имена других фигурантов, якобы причастных к его схемам. Как полагает прокуратура, господин Селезнев «приберегал эти козырные карты для дальнейших переговоров, храня молчание на протяжении 20 месяцев».
Роман Селезнев попросил о встрече с представителями прокуратуры только после вынесения обвинительного вердикта, когда никаких надежд на оправдание не осталось. 28–29 марта 2017 года состоялись встречи, на которых россиянин покаялся в совершенных преступлениях и назвал некоторых сообщников, с которыми занимался преступным бизнесом в течение 2005–2014 годов, вплоть до своего ареста. «Однако эти имена уже были известны спецслужбам США. Такие показания, в силу специфики киберпреступности, нужны были в первые дни и недели после ареста обвиняемого. Тогда его судьба могла сложиться совсем по-другому»,— отмечается в меморандуме.
Защита в 20-страничной петиции призывает судью Джонса к снисхождению, предлагая взглянуть на жизнь Романа Селезнева как «на цепь трагических обстоятельств». С двухлетнего возраста оставленный отцом, он жил в нищете с матерью, страдавшей алкоголизмом и скончавшейся от алкогольного отравления, когда подростку было 17 лет. Успешный студент вынужден был бросить вуз из-за отсутствия средств и встать на тропу легкой наживы. Он встретился с отцом лишь в 2011 году в Марокко, однако случайно стал жертвой террористической атаки в Марракеше. Когда в безнадежном, по мнению врачей, состоянии россиянин находился в коме, его тогдашняя жена подала на развод. Тяжелые ранения не прошли бесследно для здоровья Романа Селезнева, который в придачу также страдает гепатитом B.
Защита приводит самые положительные характеристики, предоставленные невестой заключенного, одинокой матерью Анной Отиско, дочери которой господин Селезнев заменил отца, а также его родными и близкими по отцовской линии. «Я чрезвычайно горжусь Романом... Он является для меня примером для подражания»,— в частности, письменно заверил суд в Сиэтле сводный брат господина Селезнева 16-летний Михаил.
Находясь в заключении в США, россиянин с отличием защитил диплом помощника юрисконсульта по уголовному праву, выучил английский язык и посетил 15 курсов толкования Библии. «Он осознал свои ошибки и никогда больше их не повторит»,— сказал его адвокат.