Запрос на искусство

Музеи

Прошедший год в музейно-выставочной деятельности отмечен феноменом культурных очередей в музеи или галереи. Выставки все чаще стали именоваться блокбастерами по аналогии с кассовым кино, а у людей, которые раньше не были замечены на выставках, вдруг проснулась настоящая любовь к искусству.

Если в 2012 году музеи России посетили 87 млн человек, то в 2016-м — уже 123 млн

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Если можно было бы изобразить элементами живописи 2016 год, то через всю эту картину протянулась бы огромная пестрая очередь на выставку. Феномен культурных очередей породила моновыставка "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" в Третьяковской галерее. 250 произведений разместились на трех этажах в здании на Крымском Валу, живопись и графику Серова привезли из 25 российских и 4 зарубежных музеев и частных коллекций. Люди, съехавшиеся со всей страны, в последние недели работы выставки стояли на морозе часами, МЧС пришлось даже развернуть полевую кухню.

В итоге выставка побила рекорды по посещаемости за всю историю выставочного дела в России (больше 500 тыс. посетителей), а "очередь на Серова" превратилась в популярный мем. Причин для такого ажиотажа помимо прекрасно собранной по принципам сторителлинга экспозиции было несколько. Во-первых, энергичная рекламная кампания на главных телеканалах, акцентирующая внимание на идее, что Серов — самый важный русский художник имперского масштаба. Во-вторых, посещение выставки Владимиром Путиным, который этот месседж официально завизировал. В-третьих, усиливающаяся у населения жажда классического искусства, вечной красоты, а не сиюминутной провокации, как писали в инстаграме многие зрители.

Кроме того, был проведен мастерский маркетинг в соцсетях, Третьяковка стала говорить с пользователями языком современных технологий (официальный тизер выставки с ожившей девочкой с персиками в YouTube набрал 263 тыс. просмотров на момент написания заметки). Кстати, в 2016 году Третьяковская галерея была признана самым креативным рекламодателем.

Столь громкий общественный резонанс подогрел интерес к другим выставочным проектам Третьяковки. Так, на следующей моновыставке "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" за четыре месяца побывали уже около 600 тыс. посетителей, а рекламный ролик посмотрели более 1 млн человек. Чтобы избежать эксцессов, была даже введена новая система продажи билетов, действующая во многих музеях мира и позволяющая сократить очереди.

Предварительно зритель мог купить билет онлайн на определенную дату и время сеанса.

Одной из самых популярной выставок года стала "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана". Сообщалось, что о ее проведении договорились сам президент Владимир Путин и папа римский Франциск, а бизнесмен Алишер Усманов поддержал дорогостоящий проект — 42 экспоната, некоторые из которых впервые вывезли за пределы Ватикана. Страховая оценка "Шедевров" была невероятно велика. На эту выставку стояли очереди с первого же дня, а билеты разлетелись за три дня. Вход на выставку был организован также по сеансам. В итоге из-за повышенных мер безопасности и соблюдения особого температурного режима Третьяковке пришлось даже ввести именные билеты, а потом и вовсе отменить живую очередь в кассы.

Неуклонный рост посещаемости музеев России наблюдается с 2012 года. По данным Министерства культуры, тогда музеи посещали в общей сложности 87 млн человек, а в 2016 году — уже 123 млн. Таким образом, рост составляет 41% (см. график). Так, например, в 2015 году число посетителей Третьяковской галереи составляло 1,626 млн, что почти на 227 тыс. человек больше, чем в 2014 году. А в 2016 году в музей пришли рекордные 2,33 млн человек, и, как говорится в годовом отчете галереи, собственный доход музея вырос на 32%. Директор департамента культурного наследия Минкультуры России Юрий Евтюхин так комментирует ситуацию: "То, что происходит сейчас в музейном деле, в целом в нашей сфере уже окрестили "культурным ренессансом". Наши люди по-настоящему любят и тянутся к искусству. Но это и вопрос развития учреждений, ведь каждый посетитель — это дополнительный доход, который остается в музее. Так, Серов и Айвазовский принесли Третьяковке 400 млн руб. дополнительных внебюджетных доходов. Это не только билеты, но и сувенирная продукция, альбомы, книги. В целом увеличилась посещаемость, а это лишнее доказательство того, что мы поступили правильно, добиваясь бесплатного посещения музеев для детей и школьников".

Устойчивые показатели демонстрируют не только столичные музеи, но и региональные. Причем знаком времени стали выставки художников из регионов и провинциальных музеев в столице. Например, Андрей Сарабьянов в Еврейском музее показывал русский авангард, собранный из музеев со всей России (выставка "До востребования"), а на "Винзаводе" неплохо смотрелись художники из Воронежа. Кроме того, на базе ГСЦИ в Москве появился выставочный зал, который стал постоянной площадкой для выставок из регионов.

Пока москвичи знакомились с искусством из регионов, жители провинции смогли в образовательных целях увидеть репродукции великих картин в натуральную величину. В 2016 году музейно-выставочный центр РОСИЗО совместно с Министерством культуры продолжил начатый ранее проект "Место встречи с искусством": 100 высокоточных копий признанных шедевров отправились в те города, где нет возможности проводить выставки на приличном музейном уровне из-за отсутствия подходящих площадок. Такие передвижные выставки побывали уже в 30 городах 11 регионов России. В результате их посетило более 50 тыс. человек, а в программах-спутниках, посвященных великим художникам, приняло участие более 30 тыс. детей.

Елена Кравцун

Вся лента