Тосканский обжиг
Рецепт фарфора от Richard Ginori
Фабрика флорентийского маркиза Карло Джинори, существующая с 1735 года,— один из старейших фарфоровых производителей в Европе. С тех пор как здесь путем экспериментов был выработан идеальный рецепт фарфоровой массы — примерно 50% белой глины каолина и по 25% кварца и полевого шпата,— в производственных процессах мало что менялось кардинально: технологии тщательно соблюдаются вот уже более 280 лет. С момента своего образования фабрика не прекращала работу, несмотря ни на какие катаклизмы: наполеоновская оккупация, Первая и Вторая мировые войны не заставили ее закрыться. По-настоящему тяжелые времена наступили буквально несколько лет назад из-за масштабной экспансии китайской посуды — теперь уже не ручной, как в прошлые века, а штампованной и потому дешевой. На фабрике не посчитали возможным отказаться от трудоемких и дорогих старинных техник производства, чтобы снизить себестоимость, и мануфактура была близка к банкротству. В апреле 2013 года концерн Gucci выкупил национальное достояние Италии за €13 млн. Легендарная марка возобновила работу, и главное — новые владельцы сохранили и технологии, и уникальный коллектив мастеров.
Первоначально марка называлась Doccia Ginori — по названию поместья Дочча под Флоренцией, рядом с городком Сесто Фьорентино, где маркиз Джинори начал опыты по воспроизведению фарфора, похожего на китайский. В первой половине XVIII века это было всеобщее европейское веяние — открыть рецептуру китайского фарфора вслед за мейсенской мануфактурой пытались многие просвещенные энтузиасты. Джинори выписал венского художника Анрайтера с сыном и итальянского скульптора Джасперо Бруски. Масса на первых порах была сероватой и быстро трескалась, но Джинори и его соратники работали не покладая рук. Спустя десять лет после основания марку Doccia Ginori уже знали за пределами Тосканы. На фабрике делали не только посуду, но и уменьшенные фарфоровые копии скульптур барочных и античных мастеров. Джинори выкупил у наследников флорентийского скульптора Массимилиано Сольдани-Бенци формы, в которых тот отливал свои бронзовые скульптуры, и стал делать с их помощью фарфоровые копии. Они и сегодня, если попадают на аукционные торги, уходят за гораздо большие суммы, чем просто чаши, тарелки или блюда, созданные в первые десятилетия существования фабрики. Последние, если повезет, можно купить в пределах тысячи долларов, в то время как, например, в декабре 2016 года фарфоровый бюст римского императора Вителлия, созданный мастерами Doccia по бронзовому оригиналу Сольдани-Бенци в середине XVIII века, ушел на Christie's за $201 733. Такой же Калигула был продан в 2010-м на Sotheby's за $266 500. Многофигурная композиция с Аполлоном и Дафной, тоже копия скульптуры Сольдани-Бенци, в декабре 2015 года стоила на Sotheby's £149 тыс.
Во время наполеоновской оккупации и позже, когда после 1814 года во Флоренцию вернулся герцог Тосканский, фабрика процветала, интенсивно обмениваясь опытом с Севрской мануфактурой. В первые три десятилетия XIX века были созданы сервизы в стиле ампир — с точеными, четко прорисованными формами. Супницы ставили на львиные лапы, у чаш и кувшинов вместо ручек были лебеди с изогнутыми шеями, сфинксы и грифоны, вазы напоминали античные кубки и амфоры. Французские художники копировали картины старых мастеров из флорентийских собраний и переносили их на фарфор, мастера Ginori учились у них этой технике. В середине XIX века фабрика была поставщиком Ватикана и многих королевских дворов Европы. В 1896 году она вошла в состав миланского керамического концерна Societa Ceramica Richard — отсюда название Richard Ginori. В середине 1920-х годов арт-директором марки стал выдающийся архитектор и дизайнер Джо Понти — один из самых влиятельных деятелей итальянского дизайна в ХХ веке. Для Richard Ginori он создал коллекции, которые сегодня считаются классикой и с большим успехом переиздаются. В 2013 году, например, Sotheby's выставил на торги в Париже несколько ваз Richard Ginori, в которых Понти по-своему, в духе ар-деко, интерпретирует античные сюжеты. Большая часть лотов была продана по €18-20 тыс. С 1946 по 1971 год арт-директором марки был другой знаменитый керамист и художник — Джованни Гарибольди. Он, например, автор культового сервиза Colonna, за который получил "Золотой циркуль" — высшую награду итальянского дизайна — и который считается почти таким же символом бытовой культуры 1950-х, как спроектированный Данте Джакозой FIAT 500 или стул Superleggera того же Джо Понти.
Из старинного поместья фабрика уже давно переехала в более современное здание, но многие технологические процессы в фарфоровом производстве остались неизменными. После того как создан эскиз модели, ее лепят из гипсовой массы и по этому прототипу создают гипсовую форму — своего рода внутренний слепок, причем с таким учетом, что при обжиге залитый в эту форму фарфор даст усадку на 10-15%. Фарфоровую массу заливают в форму вручную, гипс впитывает из раствора излишнюю влагу, формируется определенная толщина стенок изделия. Через некоторое время сырое, но уже подсохшее изделие достают из формы. Если есть необходимость, присоединяют к нему детали, будь то ручки, ножки или носик, и затирают все неровности спонжами. Некоторые сложные по композиции и форме предметы — те же статуи, например,— делают из множества деталей, иногда их может быть до ста, и для каждой изготавливают отдельную гипсовую форму. На фабрике есть архивное хранилище под названием Voltone — это ангар площадью 155 на 16 метров, уставленный от пола до верха стеллажами с гипсовыми формами. Здесь в качестве образцов собраны все формы, которые когда-либо использовались на предприятии — традицию сохранять их заложил еще маркиз Джинори. Готовые изделия несколько раз обжигают — два раза как минимум. Первый обжиг длится 24 часа при температуре, достигающей 1000 градусов. Мастера ставят клеймо с названием фабрики латексным штампом и окунают остывший фарфор в ванночки с глазурью. Далее предметы вновь отправляют в печь, нагреваемую до 1400 градусов, теперь уже на 36-48 часов. Если же фарфор украшают декором, будь то роспись или деколь, его подвергают обжигу еще не раз: для закрепления красок. Их цвет под действием температуры меняется, и для каждого пигмента существует свой предел температуры. Единственный пигмент, способный выдержать множество циклов обжига,— кобальт, поэтому штамп с клеймом мануфактуры всегда синего (кобальтового) цвета.
Сейчас основной способ декорирования на фабрике — деколь, при котором напечатанные на специальной бумаге орнаменты переносят на поверхность предметов как переводные картинки. Такой способ не столь трудоемкий, как роспись, но он тоже производится полностью вручную. Золотые или платиновые ободки прорисовывают уже от руки. На фабрике по-прежнему существует и мастерская художников La Pittoria, где расписывают фарфор так же, как это делали и сто, и двести лет назад. Контуры рисунка переносят на поверхность фарфора при помощи перфорированной кальки и угольного карандаша, затем уже прорисовывают кисточками и красками. Сюжеты тоже практически не менялись с XVIII века: это разноцветные букеты цветов, монохромные пейзажи, похожие на гравюры. На роспись одной тарелки с цветочным декором Primavera уходит до 17 часов. На обратной стороне автор ставит свои инициалы — рядом с клеймом Richard Ginori. Художников на фабрике в шутку называют "пандами", намекая на то, что профессия у них редкая, практически вымирающая, и их нужно пестовать и охранять.
Последние коллекции Richard Ginori — достижение нового арт-директора Gucci Алессандро Микеле, который привлекается фабрикой в качестве консультанта креативного отдела. Все орнаменты и формы выглядят очень современно, при этом они основаны на архивных находках. Сервиз Aurea (новинка Maison & Objet 2017) с геометричными орнаментами и фантазийный Oriente Italiano — это интерпретации декоров, созданных Джо Понти. В коллекциях Perroquets и Voliere блестяще обыграна стилистика старинных орнитологических атласов. Granduca Coreana украшен ностальгическими букетами, но это не кантри, а шинуазри: вместо роз и маргариток — любимые корейскими и китайскими миниатюристами пионы. Монохромный, словно кружевной, декор сервиза Babele — современный вариант росписи по трафаретам, которой часто украшали посуду в XVIII веке, а Grande Galerie — красивая фантазия на тему ампир. Коллекции представлены в новом московском бутике марки в "Петровском пассаже".