Монреальской конвенции быть!
Значимым событием в авиационной отрасли в 2017 году станет присоединение России к Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года. Соответствующий закон уже подписан президентом России, и в ближайшее время ожидается вступление конвенции в силу.
Монреальская конвенция модернизировала и усовершенствовала более ранний документ — Варшавскую конвенцию 1929 года, к которой СССР присоединился еще в 1934 году и которая в измененной редакции продолжает действовать по настоящее время.
Чего ждать пассажирам от ратификации Россией Монреальской конвенции, "Деньгам" рассказал заместитель генерального директора "Аэрофлота" по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров:
— Действие конвенции коснется только международных авиаперевозок. На внутренние перелеты по России ее юрисдикция не распространяется. По статистике Росавиации, за 2016 год через отечественные аэропорты перевезено 159,6 млн пассажиров, из них на международные перевозки приходится 46,4 млн пассажиров, то есть 29% от всех перевозок по стране. Таким образом, преимуществами Монреальской конвенции сможет воспользоваться не более трети всех авиапассажиров в России.
Многие СМИ рассказывают о повышенных компенсациях, которые будут выплачивать пассажирам за задержку рейсов. Так ли это?
— Вопреки заблуждениям многих СМИ ратификация Монреальской конвенции 1999 года не повлечет за собой существенного изменения порядка компенсаций за задержку рейсов. По сути, конвенция всего лишь определяет пределы ответственности перевозчика, не гарантируя подобные выплаты пассажирам и не делая их автоматическими. В настоящее время таких ограничений в части международных рейсов законодательство не содержит, поэтому конвенция лишь устранит этот правовой пробел, определив тот максимум, который может быть возмещен пассажиру только при условии, что он действительно понес убытки в связи с задержкой и смог их документально подтвердить.
К сожалению, со стороны многих СМИ указанная ситуация освещается в ином свете. Пассажирам обещают колоссальные компенсации, забывая при этом добавить, что все подобные требования со стороны пассажиров теперь должны быть доказаны документально.
— Как пассажиру получить желаемую компенсацию, если его рейс не вылетел по расписанию?
— Повторюсь, конвенция не предполагает автоматической выплаты компенсации при каждой задержке. В документе указан лишь верхний лимит ответственности, а не нижний, и все убытки подлежат доказыванию. Простого заявления о понесенных затратах недостаточно. Пассажир в каждом случае обязан подтвердить свои расходы документально, а причиненные убытки должны быть напрямую связаны с задержкой рейса. Как правило, пассажир вначале предъявляет авиаперевозчику претензию, в которой излагает свои требования, и прикладывает подтверждающие документы. Если компания сочтет их обоснованными, она выплачивает пассажиру соответствующую компенсацию. Если документы не подтверждают понесенные убытки, перевозчик вправе отказать пассажиру. В таком случае правомерность требований и размер компенсации будет определять суд. В отличие от претензионного порядка к судебным доказательствам закон предъявляет более серьезные требования как по форме, так и по содержанию.
— Получается, что пассажиры могут рассчитывать только на возмещение своих убытков, а не на выплату фиксированной суммы после каждой задержки?
— Именно так. Причем в суде придется доказывать, что все расходы были связаны непосредственно с задержкой рейса. Очень часто пассажиры требуют от перевозчика компенсации за покупки, совершенные в аэропорту в период задержек. Такие претензии признаются необоснованными, ведь перевозчик по закону и так берет на себя основную заботу о клиентах — предоставляет горячее питание и проживание в комфортабельных гостиницах. Если же пассажир планирует снять номер повышенной комфортности, поужинать в дорогом ресторане или приобрести для себя брендовую одежду, а затем возместить свои расходы за счет авиакомпании, такие требования судом будут отклонены. При этом авиакомпания по-прежнему не несет ответственности при задержках, которые произошли не по ее вине, например по соображениям безопасности, из-за неблагоприятных погодных условий или по требованию государственных органов.
— В европейских странах пассажиры при задержках получают солидную компенсацию. Ожидается ли подобная практика после ратификации Монреальской конвенции?
— Конвенция устанавливает совершенно иной порядок и не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать какую-либо сумму при каждой задержке рейса. Упомянутый механизм автоматической компенсации действует только в странах Европейского союза. Действительно, согласно Регламенту ЕС 261/2004, за задержку перевозчик выплачивает пассажиру неустойку от €250 до €600 в зависимости от дальности перелета. Пассажиру гораздо проще получить эти деньги и тем самым избежать длительных судебных разбирательств, а также расходов на адвокатов. В России законы Евросоюза не применяются, и ратификация Монреальской конвенции не повлечет за собой принятия подобных правил.
Отмечу, что конвенция не обязывает авиакомпанию выплачивать какие-либо компенсации, а скорее ограждает перевозчиков от немотивированных требований пассажиров. Свои расходы пассажир должен будет подтвердить документально и доказать их непосредственную связь с задержкой рейса.
— Ожидается ли увеличение размера выплат за утрату или повреждение багажа?
— Несмотря на свою архаичность Варшавская конвенция 1929 года установила простое правило: за утрату, недостачу или повреждение багажа при международной перевозке авиакомпания несет ответственность в размере $20 за 1 кг багажа. Данный порядок гарантировал получение компенсации и избавлял пассажиров от длительных судебных тяжб. Монреальская конвенции 1999 года в части компенсации пассажиру стоимости утраты или повреждения багажа, как и в случае с задержкой рейса, устанавливает верхний предел ответственности, в рамках которого пассажир имеет право на доказывание понесенных убытков. При этом безусловных выплат за каждый килограмм утерянного багажа, как это практикуется сейчас, не последует, а причиненный ущерб будет необходимо подтвердить документально.
— Каков будет механизм получения компенсации за утрату багажа после ратификации Монреальской конвенции?
— Как я уже упоминал, в отличие от действующего сегодня порядка конвенция не предполагает автоматических выплат в случае утраты или повреждения багажа. Все убытки должны быть подтверждены в суде с помощью коммерческого акта, кассовых чеков, квитанций, договоров и т. д. Пассажиру потребуется доказать, какое конкретно имущество находилось в утерянном багаже и какой стоимости. Судебная практика показывает, что в большинстве случаев это сделать затруднительно.
Вот пример из недавно завершившегося судебного разбирательства. Пассажир Л. летела в Барселону через Москву. В аэропорту Барселоны багаж пропал. Хозяйка багажа обратилась в "Аэрофлот" с претензией. По ее словам, стоимость имущества в чемодане составляла 148 тыс. руб., также ей вынужденно пришлось купить вещи на 37 тыс. руб. Обе суммы она потребовала от авиакомпании. "Аэрофлот" в ответ предложил выплатить $260, положенные по Варшавской конвенции за 13 кг багажа. Не пожелав получить данную сумму, пассажир обратилась в суд, увеличив размер претензии до 1 млн руб. В итоге судом принято решение о правомерности позиции "Аэрофлота" в части расчета суммы компенсации, в пользу истца взысканы те самые $260, первоначально предложенные перевозчиком. При этом пассажиру пришлось потратить полгода на судебные разбирательства, привлечь для этого профессиональных юристов и понести затраты на оплату их услуг. Фактически указанный спор не привел к положительному для пассажира финансовому результату. К сожалению, подобный случай не единичен.
— В чем, по вашему мнению, главное достоинство Монреальской конвенции?
— Действительно ключевым для "Аэрофлота" преимуществом конвенции станет возможность перехода с бумажного на электронный документооборот в сфере грузоперевозок. Это позволит ввести e-freight (аналог электронного билета для груза) и значительно оптимизировать работу авиакомпании. "Аэрофлот" надеется, что конвенция станет базой для совершенствования воздушного законодательства и повышения конкурентоспособности российских компаний на международном рынке авиаперевозок.
На сегодняшний день к Монреальской конвенции уже присоединилось 120 государств, в том числе США, страны Евросоюза, Китай и Япония. Ее ратификация является важным и необходимым шагом для развития авиации в России.
Вопреки распространенному мнению конвенция устанавливает только максимальный размер ответственности перевозчика за убытки в связи с задержкой рейса или утратой багажа. Чтобы получить желаемую компенсацию, пассажиру потребуется в каждом случае доказать размер своих убытков, в том числе в судебном порядке.