На Челябинск строят планы
Проектные мастерские столицы готовы разработать новый генплан областного центра
Глава Челябинска Евгений Тефтелев подписал постановление о подготовке проекта генерального плана города. Проектирование должно быть выполнено к 1 июля 2019 года. Челябинские архитекторы скептически относятся к работе над новым генпланом. Градостроители из Москвы проявили интерес к разработке стратегии будущего Челябинска. В управлении архитектуры считают, что с заданием справятся и местные проектные организации, но ждут на конкурс всех, кроме иностранцев.
Мэр Челябинска Евгений Тефтелев подписал постановление о подготовке проекта нового генерального плана города, который будет действовать в южноуральской столице с 2020 года по 2040 год. Главное управление архитектуры и градостроительства (ГУАИГ) Челябинска обязано в текущем году разместить муниципальный заказ на подготовку генплана и заключить контракт. Разработанный проект пройдет согласование экспертов, после чего будет вынесен на публичные слушания. Согласно документу, проект должен быть разработан до 1 июля 2019 года.
К разработке генплана будут приглашены не только челябинские, но и российские проектные институты, а иностранные архитекторы привлечены не будут, сообщил „Ъ-Южный Урал” замначальника ГУАИГ Виктор Николенко: «Иностранные специалисты иначе видят развитие инфраструктуры, имеют другие нормы и требования, в этом конкурсе не подразумевается их участие. Генплан — документ, определяющий стратегию развития города, естественно, нужны наши специалисты, и не только челябинские». По словам господина Николенко, ГУАИГ уже сделало запросы в некоторые организации, чтобы определить отправную точку начальной цены контракта. «Сделаем срез, чтобы отторговывать, пригласили „Челябинскгражданпроект”, институт генплана и транспорта. Привлекли их, а захотят ли участвовать — это уже от них зависит»,— подчеркнул замначальника управления архитектуры Челябинска. Также Виктор Николенко отметил, что документ «будет рождаться всем миром» — к обсуждению генплана будут привлечены специалисты регионального госкомитета по охране объектов культурного наследия, не исключено участие в обсуждениях и градозащитников.
Прошлый генеральный план южноуральской столицы был принят в 2003 году. «Челябинск был третьим или четвертым городом в России, который имел современный генплан. Даже в Екатеринбурге не было! Тогда было сложно, так как делали впервые, и не было такой правовой базы»,— вспоминает Виктор Николенко. Руководитель группы разработчиков действующего плана Михаил Кожевников, являющийся теперь начальником отдела генплана в ПИ «Челябинскгражданпроект», говорит, что институт примет участие в конкурсе лишь на определенных условиях. «Если будет в постановке вопроса задания то, что я вижу, то примем участие, а если только генплан и без правил застройки — то нет. У нас отличный коллектив, который работал над генпланом 1967 и 2003 годов, все документы. И действующий генплан прошел все экспертизы, там и охрана исторического наследия, и реконструкция жилья прописаны. Это произведение градостроительства, многогранный документ и единичный продукт! А если конкурс нацелен на быстроту и дешевизну, то это маразм»,— говорит господин Кожевников.
Виктор Николенко утверждает, что цена — не главный критерий: «Важнее опыт в проведении аналогичных разработок, наличие коллектива и оборудования. Генеральный план — не конкретизирующий документ, это стратегия, идеология развития города, в отличие от проектов планировки и межевания территории. Но не думайте, что новый генплан радикально изменит эту идеологию, и сразу наступит коммунистическое будущее! Будут заложены более современные постулаты и вектор развития, получится схема территории развития, которая охватит не только новую маршрутную сеть, будущий метрополитен, но все области жизни города. Да, город перестанет расти вширь, будут развиваться имеющиеся территории, например, за счет замены ветхоаварийного жилья современным»,— говорит господин Николенко.
Разработчик маршрутной сети, гендиректор Челябинского института генплана и транспорта Александр Павлюченко скептически относится к участию в конкурсе на разработку генплана города. «Все будет зависеть от условий конкурса, от задания, которое должен сформировать заказчик. Стоимость определится после получения трех коммерческих предложений, нам пока приглашение не поступило. Но если это будет работа как с маршрутной сетью, бесплатная и еще в минус для организации, участвовать не будем»,— подчеркнул господин Павлюченко.
Помимо конкурса на маршрутную сеть в Челябинске в прошлом году проходил конкурс на лучшую концепцию исторического центра города. В финал конкурса вышли три проектные организации из Москвы, по одной из Амстердама и Челябинска. Представители всех трех московских архитектурных бюро сообщили „Ъ-Южный Урал”, что о конкурсе на генплан еще не знают, но готовы внести в него свою лепту — или прежними наработками, или полноценным участием. «В этом конкурсе мы бы хотели принять участие. Посмотрим условия и решим. Считаю, что проделанная нами на конкурсе по вашему историческому центру работа может быть использована в полной мере, нужно только откорректировать на этапы и сделать проект на основе дополнительных исходных данных»,— отметил гендиректор архитектурного бюро «Яузапроект» Илья Заливухин. Примет участие в конкурсе и мастерская «Атриум»; гендиректор компании Антон Надточий сообщил, что «Атриум» будет руководствоваться «лучшим мировым и российским опытом и актуализировать его под челябинские условия». Представитель ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» Маргарита Шатрова отреагировала осторожно: «Предложения пока не получили, и, в любом случае, решение будет принимать руководство. Надеемся, что наши наработки и опыт по конкурсу на концепцию центра Челябинска будут использоваться при подготовке генплана».