ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
В ближайшие пять лет четверть мировой экономики уже будет вовлечена в процесс цифровой трансформации. По оценкам аналитиков, только в этом году более 150 млрд $ будет инвестировано в такие проекты. О том, что такое цифровая трансформация для бизнеса, нужна ли она и готовы ли российские компании к этим изменениям, в преддверии Красноярского экономического форума (КЭФ) нам рассказала Анна Кулашова, директор Департамента по работе с малыми и средними организациями и партнерами Microsoft в России.
– Анна, Microsoft является традиционным участником Красноярского экономического форума. Чем интересна дискуссионная площадка в этом году?
– КЭФ, безусловно, значимое событие в экономической жизни страны, здесь обсуждаются как тактические программы-минимум, так и стратегические программы-максимум длиной в календарный год. Ряд дискуссий, в которых мы планируем принять участие, посвящен одной из самых актуальных на сегодня тем – развитию цифровой экономики, которая сегодня не ограничивается бизнесом электронной торговли и сервисов, а затрагивает все секторы, вплоть до производства и сельского хозяйства. Развитие цифровой экономики, безусловно, приведет к росту конкуренции как на локальных, так и на глобальных рынках. В связи с этим бизнесу необходимо трансформироваться и применять абсолютно иные модели управления, которые позволят выживать и оставаться конкурентоспособными в новых условиях.
– Речь идет о цифровой трансформации? Как вы оцениваете данный тренд? По-вашему, это новая реальность или же маркетинговый ход, призванный стимулировать внедрение ИТ-решений?
– Еще несколько лет назад бизнес точно так же скептически относился к облачным технологиям, а потом и к большим данным. Но теперь эти понятия стали привычными, а технологии – реальной бизнес-необходимостью. В проекты цифровой трансформации, согласно аналитикам, только в этом году будет инвестировано более 150 млрд $, а в течение пяти лет четверть мировой экономики уже будет вовлечена в этот процесс.
По оценкам профессора Йельского университета Ричарда Форстера, лишь 25 % предприятий с наивысшей капитализацией из списка Standard & Poor’s смогут сохранить свои лидерские позиции в ближайшие пять лет. Это означает, что в краткосрочной перспективе 25 % конкурентов станут работать по-новому: эффективнее, быстрее, больше фокусируясь на потребителе. Более того, доступность ИТ способствует появлению совершенно новых игроков на рынке, более гибких и технологичных, применяющих абсолютно иные модели управления бизнесом, и, соответственно, более конкурентоспособных. Можно продолжать говорить о заговоре ИТ-компаний, но современные технологии действительно помогают бизнесу выживать и развиваться в сложных конкурентных условиях.
– Какое место в цифровой трансформации занимает сегмент малого и среднего бизнеса? Существует ли риск, что крупные игроки будут трансформироваться быстрее и вытеснят с рынка небольшие организации?
– По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в России действуют более 5,9 млн малых и средних предприятий. Данный сектор растет динамично. Реестр был запущен в августе прошлого года, с этого времени общий прирост числа МСП составил свыше 400 тыс., это более чем 8 %. Мы в Microsoft считаем своей целью обеспечивать компании любого размера релевантными и доступными технологиями для качественного роста, стабильной и конкурентоспособной работы, мы также разрабатываем специальные программы и решения для малых и средних предприятий.
Так, «Додо-Пицца» выработала уникальную бизнес-стратегию, выбрав в качестве конкурентного преимущества собственную ИТ-систему. Первая пиццерия под этим названием открылась в 2011 году в Сыктывкаре, а сегодня в сети работают 137 пиццерий, из них восемь собственных в России, странах СНГ, в Балтийском регионе, Китае и Америке и др.
Уникальная информационная система Dodo IS отслеживает соблюдение стандартов обслуживания (не более одного часа на доставку готового заказа), используется для складского учета, управления персоналом, анализа работы предприятия.
Кроме того, Dodo IS позволяет анализировать спрос – эффективно выявлять предпочтения покупателей (а они – главный критерий для всей сети), на их основе выстраивать календарь изменений меню и даже определяться с поставщиками продукции.
На примере «Додо-пиццы» мы видим, что цифровая трансформация – это не просто автоматизация процессов. Это комплексное изменение методов и инструментов работы, самого подхода к бизнесу, которое выводит его на качественно иной уровень.
– Если цифровая трансформация предполагает использование самых современных технологий, то неизбежно встает вопрос об обеспечении информационной безопасности.
– Действительно, обеспечение информационной безопасности сегодня является критически важным для любой компании. По данным Group-IB, ущерб от кибератак в России в 2016 году достиг 5,5 млрд руб. Однако зачастую облачные сервисы являются более защищенными, ведь пользователь по умолчанию получает новейшую версию решения, включая критические обновления безопасности. Добиться подобного уровня безопасности для локальной инфраструктуры компаниям малого и среднего бизнеса сложно, ведь для этого необходимы как серьезные финансовые вложения, так и команда специалистов, обладающая высокой компетенцией.
Чтобы упростить задачу обеспечения ИБ для российских компаний, Сбербанк и Microsoft в России договорились о стратегическом сотрудничестве в области кибербезопасности. Так, Сбербанк создал центр киберзащиты, с помощью которого будет оказывать бизнесу спектр услуг в области информационной безопасности по таким направлениям, как киберстрахование, консалтинг и обучение. Комплексный подход Microsoft в вопросах обеспечения безопасности, опыт и знания, а также современные сервисы призваны стать залогом успеха инициативы банка.
– Вопрос в контексте стремительного развития информационных технологий: хватает ли отрасли кадрового потенциала сегодня? Насколько актуально и важно готовить ИТ-специалистов на существующие и перспективные специальности?
– Подготовка специалистов для технологической сферы сегодня – важная и сложнейшая задача. К сожалению, в России в принципе не хватает кадров во всех сферах ИТ. Несмотря на то что, по данным Минкомсвязи, ежегодно вузы выпускают порядка 25 тыс. таких специалистов, всего на российском рынке работает около 400 тыс. программистов, а в Индии их почти на порядок больше – 3 млн и в Китае – 2 млн.
– Какие инициативы предпринимает Microsoft, чтобы изменить ситуацию?
– Только благодаря государственно-частному сотрудничеству можно добиться заметных успехов в этой области. Но готовить молодежь нужно уже со школы: повышать интерес к ИТ, создавать специальные классы, проводить конкурсы по информационным технологиям. К примеру, уже третий год подряд в нашей стране проходит образовательная акция по профориентации в сфере ИТ – «Час кода». Ее поддерживают Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство образования и науки РФ, а также крупнейшие ИТ-компании, среди которых «Лаборатория Касперского», Acronis, «Зептолаб», Microsoft. В 2016 году в акции участвовало 9,9 млн школьников – это на 1,6 млн больше, чем в 2015 году. Это показывает, что дети уже с большим интересом смотрят на ИТ-сферу.
– Проводятся ли еще какие-то образовательные инициативы в ИТ-сфере сегодня в России?
– Чтобы внести свой вклад в решение кадровой проблемы и развитие ИТ-рынка в России, многие компании запускают свои образовательные программы. Например, у Microsoft есть большая образовательная инициатива YouthSpark, которая объединяет более 20 программ, дополняющих друг друга. Фактически это своеобразная образовательная лестница. Каждая ступень призвана поддержать молодежь в ИТ-сфере начиная со школы и заканчивая созданием полноценных ИТ-стартапов.
У нас есть программа «Твой курс: ИТ для молодежи». Она позволяет очно или дистанционно осваивать различные бесплатные курсы по ключевым направлениям профориентации: основам программирования и ведения ИТ-предпринимательства.
Те, кто чувствует уверенность в своих силах, принимают участие в крупнейшем международном технологическом конкурсе Imagine Cup. В нем участвуют студенты и аспиранты из разных стран мира, они разрабатывают проекты, которые могут решить какие-либо глобальные социальные проблемы или бизнес-задачи с помощью современных технологий. К слову, дважды за 15-летнюю историю конкурса российские команды становились его призерами.
Согласно результатам совместного исследования Microsoft и Международной школы бизнеса Хальта о рынке СМБ в Центральной и Восточной Европе, почти 65 % компаний среднего и малого бизнеса в России осознают необходимость цифровой трансформации. И мы уже видим реальные примеры применения цифровой трансформации на практике
В России действуют более 5,9 млн малых и средних предприятий. Мы в Microsoft считаем своей целью обеспечивать компании любого размера релевантными и доступными технологиями для качественного роста