Английский язык довел до Сочи
На российском рынке языкового образовательного туризма произошло импортозамещение
Российские языковые лагеря для учащихся стали альтернативой зарубежным поездкам для большинства родителей. Как стало известно "Ъ", за три года стоимость зарубежных программ выросла на 30-50%, и теперь россияне предпочитают отправить ребенка в языковой лагерь в Сочи за 95 тыс. руб., а не в Лондон за 215 тыс. руб. Эксперты отмечают, что с укреплением рубля интерес россиян к зарубежным образовательным поездкам может вернуться.
В распоряжении "Ъ" оказался доклад о состоянии языкового туризма в России, составленный по данным ведущих международных профильных организаций ICEF и ALTO. По данным ICEF, на начало 2016 года Россия занимала 12-е место в мире по количеству людей, обучающихся за рубежом (более 50 тыс. учащихся). Российские образовательные программы оказались востребованной альтернативой западным поездкам, констатируют в российской компании по образованию за рубежом Jey Study, выступившей соавтором исследования: "Эти варианты стали не только более близкими и спокойными для родителей, но и более выгодными с финансовой точки зрения".
Несмотря на существенные скидки, которые давали некоторые западные компании представителям российского рынка, за последние три года стоимость зарубежных программ выросла на 30-50%, говорится в документе. Например, три недели летней программы Университетского колледжа Лондона в 2013 году стоили 135 тыс. руб., а в 2016 году — уже 215 тыс. руб. Минимальную стоимость двухнедельной зарубежной поездки (с учетом расходов на проживание, перелет и оформление документов) авторы исследования оценивают в 127 тыс. руб., а средний чек для заграничной образовательной программы — в 150 тыс. руб. И хотя стоимость всех летних программ для детей в России тоже демонстрировала рост в последние годы (10-30% в период с 2014 по 2015 год), средний чек, например, для сочинского языкового лагеря в настоящее время составляет 95 тыс. руб.
"До кризиса практически любая семья из Москвы или Санкт-Петербурга могла позволить себе отправить ребенка в образовательную поездку за рубеж, хотя некоторым для этого приходилось брать кредит. Сейчас аудитория в основном представлена средним классом,— пояснил "Ъ" директор по развитию Jey Study Матвей Амагаев.— С учетом того, что зарплаты у многих сильно сократились, теперь родители предпочитают путевки в летний лагерь в Сочи на базе олимпийских объектов за 100 тыс. руб.".
Как следует из доклада, популярнее других по-прежнему английский: его изучают 61% всех участников языковых программ; чуть менее популярны французский и немецкий (программы по их изучению предлагают 62% агентств), испанский (51% агентств) и итальянский (46% агентств). На российском рынке языкового туризма на английский приходится 80%, на французский — 6%, на немецкий — 5%, на испанский и китайский — по 3%, на итальянский — 2%, на японский — 1%.
Опыт зарубежных стран показывает, что наблюдается четкая корреляция между экономическим состоянием страны и объемом выездного и внутреннего образовательного туризма, отмечают авторы доклада. Есть прямая зависимость между ценами на нефть и выездами студентов за рубеж, подтверждает директор ICEF по России и СНГ Сергей Краснянский: "От падения цен на нефть больше всего досталось России, Казахстану, Бразилии, Турции. Но в России накладывается еще и политический фактор — многие родители боятся отправлять своих детей, например, в Америку". По его словам, происходит это "не из-за личных политических убеждений", а из опасений за безопасность ребенка в чужой стране: "Хотя все агентства это опровергают, этот психологический фактор продолжает играть роль при выборе или отказе от программ".
В целом объем глобального рынка языкового образовательного туризма в 2016 году эксперты компании ICEF оценили в $20 млрд. Услугами компаний, занятых в индустрии языкового туризма, пользуются около 3,7 млн человек, 30% из них — школьники и студенты. Основная прибыль приходится на восемь англоязычных стран: США, Великобританию, Австралию, Канаду, Ирландию, Новую Зеландию, Мальту и ЮАР. Доля российского сегмента на международном рынке в 2016 году составила 2,4%.
Интерес российских школьников к иностранным языкам повышает предстоящее введение обязательного ЕГЭ по предмету с 2022 года (о таких планах ранее заявляли в Минобрнауки). "Как правило, родители стараются выбирать места для поездки так, чтобы минимизировать количество русскоговорящих детей вокруг",— отметила в беседе с "Ъ" учитель английского языка (московский лицей N1535), эксперт ЕГЭ по английскому языку Ольга Братерская. По ее словам, если родная речь будет превалировать, "минимум половина успеха от такой поездки сойдет на нет". Эксперт отметила, что организовать языковой лагерь в стране, где изучаемый язык не является родным, можно только с привлечением преподавателей--носителей языка: "Главное, чтобы идея лагеря не упрощалась и не опошлялась, ведь у многих само понятие "летний лагерь" ассоциируется со свободой и отдыхом". Ольга Братерская отмечает, что сейчас "ситуация немного выправляется и люди снова начинают находить возможности вывозить детей за границу". С ней согласен и Матвей Амагаев: "На начало 2017 года мы видим, что фунт подешевел и спрос на зарубежные поездки снова начинает расти". Впрочем, о смене тенденции на рынке с уверенностью можно будет говорить только в конце сезона, считает господин Амагаев.