Законопроект обратной силы
Софья Самохина о том, почему Вячеславу Володину понадобилась экспертная помощь с антитеррористическими поправками
В Госдуме анонсировали создание совета по экспертизе законотворчества. Надо полагать, что он будет при спикере Вячеславе Володине — во фракции «Единая Россия» таких советов уже 12. Один из них между прочим, по словам зампреда фракции Андрея Исаева, поддержал законопроект о лишении террористов гражданства. От неловкой юридической ситуации это не спасло.
О самой идее закона 12 апреля в интервью телеканалу «Мир 24» рассказал президент Владимир Путин: «Мы проведем консультации с нашими юристами, и я думаю, такие решения будут приняты в самое ближайшее время». Это означало, что силовой блок правительства добился поддержки президента в отношении лишения террористов гражданства, а юристы администрации президента (АП) ищут формулировки, чтобы поправки не противоречили Конституции. Серьезный аппаратный ход решился сделать Вячеслав Володин. Из-под думского сукна достали аналогичную поправку, предлагаемую в так называемом «антитеррористическом пакете Ирины Яровой» (во втором чтении поправка тогда исчезла), и уговорили поставить свои подписи под инициативой лидеров думских фракций — излюбленный прием господина Володина, который должен символизировать посткрымский консенсус всех политических сил.
После официального внесения этого законопроекта в Думу юристы и правозащитники вновь заговорили о его несоответствии Конституции. О том, что корректировок ко второму чтению не избежать, заявил глава комитета по законодательству Павел Крашенинников. Сложившаяся ситуация вполне могла обрушить выстраиваемый господином Володиным образ Госдумы, в которой проекты законов пишутся редко, но качественно и, самое главное, учитывают мнения граждан (спикер обещал проводить опросы по резонансным законопроектам). Руководству Госдумы все же пришлось обратиться за помощью к первому заместителю главы АП Сергею Кириенко — подготовленный юристами АП текст должен снять изначальные юридические противоречия. Перевнесенный законопроект подписал и сам Вячеслав Володин.
Жест скорее символический — он должен успокоить растерянных лидеров фракций, на которых после отзыва изначального проекта обрушились с вопросами журналисты. Впрочем, в похожей ситуации эти люди уже побывали. В 2015 году Вячеслав Володин, курировавший внутриполитический блок Кремля, уговорил их поставить подписи под поправками к закону «Об общих принципах организации власти в субъектах», якобы устанавливающими запрет на избрание губернаторов более двух раз подряд. Уже после анонсирования поправок в СМИ выяснилось, что норма в законе и так была. Тогда начали говорить, что действующая норма «неопределенная».
Поведение думской четверки кто-то, наверное, объяснит тем, что Вячеслав Володин сохранил на них свое влияние и после ухода со Старой площади. Но это не совсем так. Достаточно вспомнить отчет главы правительства Дмитрия Медведева в Госдуме. Предшествовавшая этому встреча главы кабинета с президентом доказывает, как было важно, чтобы в день отчета никаких вопросов о недавнем расследовании главы ФБК Алексея Навального в отношении имущества господина Медведева не прозвучало. Попытки надавить на КПРФ к успеху не привели — фамилию Навальный назвали. Проект постановления о результатах отчета не согласились поддержать ни справороссы, ни коммунисты — в итоге от него вообще отказались.
Поведение некоторых депутатов во время отчета правительства, может быть, даже можно назвать робкой попыткой настоящей парламентской дискуссии. Но этот процесс несет и риски: лидеры трех оппозиционных фракций (Владимир Жириновский уже бунтовал с думской трибуны в этом году) могут перестать признавать в спикере арбитра и тренера. Тем более если повторится такая же история, как с проектом о гражданстве. Лидеры думской тройки понимают: в преддверии президентских выборов их-то ценность может возрасти (в зависимости от сценария). И тогда под угрозой окажется пока еще сохраняющийся в Думе посткрымский консенсус — столь важный для Вячеслава Володина с аппаратной точки зрения.