Глава Союза потребителей раскритиковал систему их защиты в России
По сведениям Роспотребнадзора, сегодня россияне чаще жалуются на услуги, чем на товары. Самые больные темы — ЖКХ и медицина. За 2016 год количество обращений по жилищно-коммунальным услугам, например, в московское отделение надзорной службы увеличилось на 70% по сравнению с 2015-м. Число претензий, связанных с образовательными услугами, по стране за 6 лет выросло в два раза, на медицинские — в три.
Новая обширная категория жалобщиков — заемщики, к примеру, оформившие микрокредит под большие проценты. Число претензий к интернет-торговле за последние 5 лет выросло в 2,5 раза.
«В 2015 году все надзорные ведомства вместе взятые провели 2,3 млн проверок и выявили более 3,5 млн нарушений обязательных требований, — говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — Само число проверок у Роспотребнадзора сократилось примерно в два раза с 2007 года, однако вовсе не потому, что стало меньше жалоб, просто все следуют курсом «не кошмарить бизнес», вот и количество проверок нормативно снижается. Однако если в 2007 году в результате одной проверки это ведомство находило 1,2 нарушения, то в 2015-м — уже 2,5. Чиновники объясняют это тем, что проверяют тщательнее, а квалификация самих проверяющих выросла. Однако дело не только в этом.
Эффективность работы контролирующих органов измеряют в количестве проведенных проверок и найденных нарушениях. Как результат — их находят у 80% проверенных участников рынка!» Эксперт добавляет: «Можно сделать вывод об ужасающем состоянии рынка. Или о неправильных законах, которые никто не соблюдает. Но есть еще и третий аспект — это сами проверяющие. Пока результатом их работы будут найденные нарушения, а не ситуация на рынке в целом и не удовлетворенность потребителей, до тех пор вся эта система будет работать формально. Это вообще свойство бюрократической системы — она работает на себя».
Подробнее о проблемах системы защиты потребителей в России — в материале журнала «Огонек» «Покупатель как бы прав».