Где любят жить паруса

Яхтинг

В постсоветские времена парусный спорт и яхтинг практически перестали существовать в нашей стране в силу ряда объективных причин. В последние годы власти и бизнес Санкт-Петербурга взялись развивать эти направления отдыха и спорта. Но сначала нужно создать инфраструктуру и вовлечь как можно больше людей в парусный спорт, считает командор "Яхт-клуба Санкт-Петербурга" Владимир Любомиров.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Вероника Зубанова

GUIDE: Почему же так трудно развивать яхтинг в Санкт-Петербурге?

ВЛАДИМИР ЛЮБОМИРОВ: Для этого есть как финансовые, так и географические предпосылки. С финансовой точки зрения яхт-клуб — роскошь для города. Ведь много земли рядом с водой в хорошем месте — это максимум выгоды для любого вида девелопмента, а жилье или коммерческая недвижимость приносят куда больше дохода. И это не специфика Петербурга: то же самое происходит в Хельсинки, в Гамбурге, в Дубае — где угодно.

Географический же аспект относится именно к Питеру: от Хельсинки или даже от ближайшей к нам Котки сюда идти больше суток, а яхтсмены не любят переходов дольше трех-шести часов. В свое время я развивал яхт-клуб в Зеленогорске — казалось, он станет той самой необходимой промежуточной зоной между Петербургом и Финляндией. Но мы совершили ошибку (все-таки это был первый опыт), спроектировав не очень удобную морскую составляющую. Кроме того, стало понятно, что Зеленогорск хорош для проведения каких-то летних соревнований и для индивидуального туризма, но для серьезных значимых мероприятий и общественно-спортивной работы место неподходящее — далековато от города.

G: Так появился яхт-клуб в Лахте?

В. Л.: Мне повезло познакомиться с Дмитрием Евгеньевичем Лычевым, который владел этой землей, и Виктором Сергеевичем Лосем, который объединял сообщество любителей парусного спорта в Центральном яхт-клубе. Мы решили создать здесь базу для соревнований по парусному спорту — и в 2007 году была зарегистрирована региональная спортивная общественная организация "Яхт-клуб Санкт-Петербурга" в яхтенном порту "Геркулес".

G: Чего удалось достичь за эти десять лет?

В. Л.: Два года мы планомерно развивались: увеличили гавань, построили мол, открыли детскую школу, в которой занималось 70 детишек. Стали одним из лучших клубов в России — и как стоянка, и как база для проведения соревнований. А потом на детский парусный спорт вообще и наш клуб в частности обратил внимание "Газпром". В 2012 году мы подписали договор о развитии парусного спорта в Санкт-Петербурге с Алексеем Миллером и губернатором города Георгием Полтавченко. "Газпром" финансирует, город обеспечивает административный ресурс, а мы развиваем проект. Самое главное — "Газпром" поддерживает социальную функцию: в детской школе теперь учится 500 человек, работает 26 тренеров (а было двое), и это все за счет "Газпрома".

G: Как это повлияло на развитие яхтинга в Санкт-Петербурге?

В. Л.: Наше партнерство с "Газпромом" дало очень серьезные результаты. Клуб, безусловно, является сегодня лидером в России как организатор соревнований, а количество соревнований в Петербурге и их уровень позволяют говорить о нем как об одной из главных точек в мире для проведения соревнований самого высокого уровня. Мы вошли в топ-10 в Европе, наши спортсмены участвуют в соревнованиях по всему миру и завоевывают награды наравне с гонщиками мирового уровня — это поднимает престиж не только клуба, но и города, и всей России. За последние годы парусный спорт стал развиваться и в Москве, и в Сочи, и в Севастополе, и во Владивостоке, и на Волге...

Учрежденная "Газпромом" регата "Оптимисты Северной столицы" дает возможность как можно большему количеству детей попробовать себя в классе "Оптимист" — а это, поверьте, напрямую связано с будущей силой России как морской державы. Да, олимпийскими чемпионами станут единицы, но парусный спорт создает условия для осознания ощущения собственной полноценности, и чем больше детей себя в нем попробует, тем более активными членами общества они будут. В лидерах сегодня англосаксы. В советское время мы тоже были среди лидеров. В 1991 году парусным спортом в Петербурге занималось около 2000 детей, сегодня — примерно 600 человек.

G: Почему вы сравниваете именно с 1991 годом?

В. Л.: Это был переломный момент для парусного спорта. В начале 1990-х количество клубов и стоянок резко сократилось (ведь все они были ведомственными, а предприятиям стало не на что их содержать), а в конце 1990-х началось строительство частных яхт-клубов и стоянок. Как раз в это время городские власти стали заявлять о развитии яхтенной инфраструктуры или яхтенного туризма в Санкт-Петербурге.

G: А что изменилось с тех пор в яхтинге взрослом?

В. Л.: По количеству крейсерских яхт, конечно, ситуация хуже: в 1991 году их было 1000, а сейчас не больше 300. Но когда разговор заходит о цифрах, я бы считал достижением количество яхт, принадлежащих петербуржцам по всему миру, а не количество яхт, стоящих в Петербурге. Мы знаем, что самые дорогие моторные яхты в мире принадлежат русским, но не считаем статистику более доступных парусных яхт. Хотя у федерации парусного спорта такая статистика есть: количество растет с каждым годом. Если посчитать яхты, которые принадлежат петербуржцам, то их стало больше, чем 1000. Но они здесь не стоят. Просто нельзя требовать, чтобы все питерские и московские яхты стояли в Москве и Питере.

G: С чем это связано?

В. Л.: Опять-таки с географическими условиями — они здесь просто не нужны. Кроме того, яхты для того и покупают, чтобы с их помощью перемещаться под парусом. Нигде в мире яхтсмены не стоят на одном месте. Дошел до Майорки, оставил яхту, вернулся домой на самолете.

G: Зачем же тогда клуб?

В. Л.: Роль клуба и его социальное значение — не только привлекать как можно больше членов, но и показывать доступность яхтинга. Если десять лет назад слово "яхта" в поисковике было "яхтой Абрамовича", сегодня любой человек — сотрудник банка, журналист, архитектор — может так провести свой досуг. Стоимость маленькой яхты — около 60 тыс. рублей, билет на тренировку с инструктором — около 2 тыс. Необязательно покупать яхту, можно прийти и попробовать — уже достаточно широкий круг людей может себе это позволить.

G: Насколько развита яхтенная инфраструктура в Петербурге?

В. Л.: Из действующих можно назвать три места, где парусные яхты любят жить: наш клуб, Центральный яхт-клуб и яхт-клуб "Балтиец". Некоторое количество яхт стоит в других местах, но основные события происходят в этих трех. На стоянке в порту "Геркулес" для парусных яхт и для тех, кто участвует в соревнованиях, предусмотрены льготы. Через несколько лет должен появиться новый клуб с детской школой в Стрельне. А больше пока и не надо. Заполняемость и сейчас не 100%. Как только появится спрос, можно будет что-то еще строить. Например, на новых намывных землях Васильевского острова, в Приморском районе, в Ораниенбауме или Петергофе.

G: А что ждет "Яхт-клуб Санкт-Петербурга"?

В. Л.: Гавань будет увеличена в три раза. Количество мест вырастет со 100 до 300. Новый слип сможет принимать регаты на уровне олимпийской (или до 1000 яхт детского класса "Оптимист"). Будет построено здание яхт-клуба и Академии парусного спорта на тысячу-полторы детей со всей инфраструктурой — от спортивных залов и классов для занятий до актовых залов и раздевалок с саунами. Это очень важно в нашем климате: когда дети могут греться, приходя с воды, сезон увеличивается. Они начинают 1 мая, как только сходит лед, и заканчивают в конце октября.

Откроется гостиница — для яхтсменов, иногородних командированных "Газпрома" и гостей "Академии тенниса", которая появится поблизости через несколько лет.

Но самое главное — благодаря реконструкции нашего мола и развитию "Лахта-центра" с набережной в виде трибун, у нас получится водный стадион. Люди смогут с берега наблюдать за соревнованиями. И вот это-то как раз впрямую влияет на развитие туристической привлекательности города — на такие мероприятия, как Extreme или World Match Racing Tour на парусных катамаранах, или чемпионат мира по водно-моторному спорту, приезжают специально, тем более если место проведения мероприятия — Санкт-Петербург.

Вся лента