Порт побери
ФАС России обжалует продажу АО «Порт Пермь» иностранным гражданам
В корпоративный конфликт акционеров порта Пермь вмешалась ФАС России. Антимонопольной орган оспорил сделки АО «Порт Пермь» шестилетней давности, в результате которых контроль над обществом перешел к нынешнему владельцу предприятия, жителю Чехии Чарльзу Батлеру. В порту Пермь удивляются иску ФАС: по мнению представителей общества, шесть лет назад у ФАС не было претензий к сделкам АО.
Арбитражный суд Пермского края на прошлой неделе принял к производству исковое заявление ФАС России о признании недействительными и применении последствий недействительности сделок, которые, по мнению службы, привели к установлению контроля иностранного инвестора над ОАО «Порт Пермь». В частности, речь идет о договорах купли-продажи акций дополнительного выпуска компаниями Tetetice (Чехия), Britz Naomi (Соединенное Королевство) и гражданкой Чехии Нинел Схейбаловой, заключенными в феврале-марте 2011 года. Как следует из материалов дела, спустя три месяца пакеты были проданы чешским Bosworth, Amager и Gryluson. В дальнейшем в декабре 2015-го — феврале 2016 года Gryluson переуступил акции АО «Порт Пермь» физлицу Анне Сайгиной.
Согласно списку аффилированных лиц АО «Порт Пермь» на 31 марта 2017 года, 48,58% акций общества принадлежат чешским компаниям Amager (24,9%) и Bosworth, SE (23,68%). Анне Сайгиной принадлежит еще 29,89%. Считается, что все они действуют в интересах бывшего гендиректора и председателя совета директоров АО Чарльза Батлера, шесть лет назад через допэмиссию получившего контроль над АО «Порт Пермь». До 2011 года контроль над АО принадлежал наследникам умершего миллиардера Марка Ричи.
Одновременно ФАС просит наложить обеспечительные меры, а именно запретить Amager, Bosworth и Анне Сайгиной совершать любые сделки в отношении принадлежащих им акций, голосовать на общих собраниях акционеров АО «Порт Пермь» по вопросам об изменении состава участников органов управления, а также принятия решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Ходатайство антимонопольного органа будет рассмотрено в арбитражном суде 15 мая.
Как уточнили „Ъ-Прикамье“ в пресс-службе ФАС России, исковое заявление подано в рамках ФЗ-57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Ъ АО «Порт Пермь» располагает персоналом и инфраструктурой для организации погрузочно-разгрузочных работ на речных судах и судах смешанного типа «река-море», железнодорожных вагонах. У порта есть собственный грузовой флот (буксиры-толкачи и баржи), который обеспечивает перевозку грузов. Одним из ведущих видов деятельности порта является добыча и реализация нерудно-строительных материалов (НСМ). Выгрузка НСМ потребителям осуществляется гидромеханизированным способом и плавучими кранами. Порт предоставляет также возможность хранения грузов на открытых и закрытых складах и сдает офисы в аренду. До 2007 года порт контролировался структурами депутата гордумы Перми Владимира Плотникова.
Напомним, что сейчас в порту Пермь идет корпоративный конфликт. Контроль над АО пытается получить миноритарный акционер — депутат гордумы и бывший сотрудник ФСБ Дмитрий Федоров. В 2014 году его компания «Евроинвестгрупп» выкупила права требования долга у родственников бизнесмена из США Марка Рича, одолжившего деньги группе бизнесменов во главе с Чарльзом Батлером для покупки пермского порта в 2007 году.
Летом 2016 года ГУ МВД по Пермскому краю возбудило в отношении господина Батлера уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Основанием для начала расследования послужило заявление миноритария Федорова. Сам Чарльз Батлер в феврале 2017 года покинул пост директора АО «Порт Пермь», но сохранил членство в правлении общества. Директором АО «Порт Пермь» был назначен Эдуард Лившиц. Господин Батлер также вышел из состава учредителей ООО «Диджитал Порт» и ООО «Гастро Порт». Новым владельцем обществ стал гражданин Чехии Петр Соукуп.
Собеседник в порту Пермь назвал иск ФАС продолжением давления на Чарльза Батлера. Он не стал комментировать судебные перспективы, однако отметил, что сделки шестилетней давности проходили под полным контролем ФАС и не было никаких претензий.