«Проект Ле Пен слишком безумен, чтобы можно было отдать за нее свой голос»
Зарубежные СМИ — о первом туре президентских выборов во Франции
23 апреля во Франции состоялся первый тур президентских выборов. По его итогам определились два кандидата — лидер центристской партии «Вперед!» 39-летний Эмманюэль Макрон, набравший 23,75% голосов избирателей, и лидер крайне правого «Национального фронта» 48-летняя Марин Ле Пен, получившая 21,53%. Кому предсказывают победу во втором туре мировые СМИ — в подборке “Ъ”.
Le Figaro (Париж, Франция)
Что ж, беспроигрышное было проиграно. Немыслимое стало неизбежностью. Невозможное стало реальностью. Правые, которые пять лет громили социалистов… правые, чьи идеи и ценности никогда не поддерживала глубинка страны, правые, чья победа была неизбежна… Вчера это все улетучилось. Жажда перемен на фоне пятилетки Франсуа Олланда, признанной всеми провальной, еще никогда не была так сильна. И правые впервые в своей истории не будут представлены во втором туре президентских выборов.
Эмманюэль Макрон практически наверняка станет следующим президентом Франции. Через две недели Франсуа Олланд передаст ключи от Елисейского дворца своему бывшему советнику, своему бывшему министру экономики.
Конечно, если выбирать между гриппом и холерой — между продолжением олландовского спада и немедленной катастрофой — политической, социальной и финансовой в случае выхода страны из зоны евро, то выбор становится очевиден. Экономический проект Марин Ле Пен слишком безумен, чтобы можно было отдать за нее свой голос, основываясь на каких-то других доводах. Однако отказ от экономической авантюры и выбор в пользу Эмманюэля Макрона означает угодить в политический капкан, расставленный теми, кто до этого с фанатизмом методично уничтожал кандидата в президенты от «Республиканцев» Франсуа Фийона, а сегодня торжественно клянется распевать гимн «союза всех республиканцев».
Давайте будем откровенны: «объединение республиканцев», на которое тотчас же слетятся представители правых и которое ставит себе целью «преградить путь “Национальному фронту”»,— это еще большее надувательство. Оно вобьет последний гвоздь в крышку гроба правых республиканцев, приговорив тех сначала к сгоранию, а потом и к исчезновению. И все это сослужит прекрасную службу «Национальному фронту», который станет единственной оппозиционной силой в стране и гарантирует себе приход к власти, как та самая неизбежная альтернатива.
The Times (Лондон, Великобритания)
По итогам одних из самых противоречивых выборов в истории Пятой республики французские избиратели выдвинули в последний тур Эмманюэля Макрона и Марин Ле Пен. Если в последний момент ничто не помешает господину Макрону, то этот неожиданно ставший известным независимый центрист одержит победу во втором туре и станет следующим президентом Франции.
Европейские политики вздохнут с облегчением от такой перспективы, однако ее едва ли можно назвать выигрышем для раздробленного континента. Господин Макрон в целом неизвестная величина, за исключением того, что он сторонник евроинтеграции и на короткой ноге с бизнес-элитой. Если он не сможет выявить причины длительного экономического застоя Европы, то будет лишь накапливать проблемы. А если госпожа Ле Пен, вопреки всем предсказаниям, выйдет в победители во втором раунде, она предложит ядовитую смесь ксенофобии и протекционизма, которая не решит проблем Европы.
Но могло быть и хуже. Последний теракт был меньше недели назад. Недавний всплеск поддержки таких аутсайдеров, как ярый марксист Жан-Люк Меланшон, вызвал опасения, что во втором раунде окажутся только политики экстремистского толка, не имеющие ни опыта, ни реального ответа на нынешние болезни Франции. Но даже в таком виде результаты выборов являются болезненным ударом и по консервативной партии «Республиканцы», и по социалистам.
А перед тем, кто победит во втором туре, встанет просто пугающий список задач. Первым делом нужно будет собрать парламентское большинство для выборов в законодательные органы, которые состоятся в июне. Затем победитель должен будет разобраться с масштабными проблемами, решения которых все правительства последнего десятилетия избегали. Победитель второго раунда должен будет убедить Францию, что она не государство-неудачник, на которое со всех сторон наваливаются глобализация, терроризм, миграция, и должен будет оживить закрытую политическую систему, которая стала главным объектом гнева и протеста избирателей. Новому президенту понадобятся стальные нервы, чтобы быть готовым к неизбежным забастовкам и блокадам дорог.
The Guardian (Лондон, Великобритания)
Взятие Бастилии в 1789 году установило высокую планку. Поэтому найдется мало других слов, которые бы следовало употреблять с большей осмотрительностью, чем «Французская революция». Но тем не менее результаты первого тура выборов во Франции можно назвать эпохальным политическим потрясением. Впервые за почти 60-летнюю историю Пятой республики во втором раунде 7 мая сойдутся два кандидата-аутсайдера: Эмманюэль Макрон и Марин Ле Пен. Кто бы из них ни победил, Франция пойдет по новому политическому курсу, что чревато последствиями и для нее самой, и для остальной Европы.
Поражение главных партий — унижение для современной французской партийной политики левых и правых. 7 мая Франции предстоит сделать абсолютно ясный выбор. Выбор между открытостью и фанатизмом, интернационализмом и национализмом, оптимизмом и ненавистью, реакцией и реформой, надеждой и страхом. Теперь Франция должна вновь подняться через две недели и довести дело до конца, проголосовав за господина Макрона. Господин Макрон является воплощением надежды для переживающей огромные проблемы страны.
The New York Times (Нью-Йорк, США)
Франция, возможно, вступает в новую эру политической раздробленности, однако в воскресенье ее избиратели показали, что остаются восприимчивыми к полным оптимизма заявлениям господина Макрона, включая его открытость по отношению к мигрантам и этническому и социокультурному многообразию, несмотря на недавние теракты и мрачную кампанию госпожи Ле Пен. В воскресенье господин Макрон заявил, что хочет быть «президентом патриотов, чтобы смело встретить угрозу националистов», позиционируя себя как настоящего вестника перемен после десятилетий бездействия правительств. Перед Францией теперь стоит крутой выбор, и надежды Европы будут возлагаться не только на победу господина Макрона, но и на его последующие успехи в выполнении предвыборных обещаний.
The Wall Street Journal (Нью-Йорк, США)
Последние опросы общественного мнения показывают, что господин Макрон легко одержит победу над госпожой Ле Пен, как Жак Ширак нанес поражение ее отцу Жан-Мари Ле Пену, когда кандидат от партии «Национальный фронт» впервые вышел во второй тур в 2002 году. Но вряд ли можно быть абсолютно уверенным в этом. Все-таки экономика Франции в течение прошедших 15 лет серьезно пострадала от неэффективного управления основных политических партий.
Выбор, который предстоит сделать французам, некоторые описывают как выбор между «народной» госпожой Ле Пен и представителем истеблишмента господином Макроном. Однако правильнее было бы сказать, что они представляют два разных видения французского национализма. Идеология крови и почвы, продвигаемая госпожой Ле Пен, хорошо всем известна. Задача для господина Макрона в ближайшие две недели — найти и предложить достойную доверия идею и программу для построения экономически процветающей и уверенной в себе Франции.
Le Monde (Париж, Франция)
Столкнулись две страны: сельская, которая голосовала преимущественно за Марин Ле Пен, и городская, отдающая предпочтение Эмманюэлю Макрону. Редко, когда разлом между двумя Франциями на карте выборов бывает столь очевидным. Даже двойной разлом: между сельской и городской Франциями, с одной стороны, и востоком и западом — с другой.
Было примерно 22:33 на часах, когда показатели Марин Ле Пен и Эмманюэля Макрона поравнялись на отметке 23,1% голосов. До этого впереди была кандидат от «Национального фронта», так как первыми приходили результаты из небольших коммун. В самом начале она опережала своего соперника больше чем на 4%. Но затем по мере поступления результатов из более крупных городов итоги выборов начали меняться в другую сторону. В конечном счете крупные города обеспечили кандидату от движения «Вперед!» преимущество в 2,5%. Еще более показательны итоги голосования в Париже, которые еще никогда так не разнились с результатами по стране. В столице господин Макрон получил 34,83% (на 11% больше, чем по стране), а Марин Ле Пен не сумела преодолеть планку в 5%, получив всего 4,99% голосов (на 16,5% меньше ее национального результата).
Перевели Алена Миклашевская, Кирилл Сарханянц