В российско-европейский тупик провели переговоры
Глава МИД ЕС Федерика Могерини встретилась с Сергеем Лавровым
Глава внешнеполитической службы ЕС Федерика Могерини прибыла вчера в Москву с однодневным визитом — первым в своей нынешней должности. Круг вопросов, которые обсуждали дипломаты, на первый взгляд выглядит внушительным: от отраслевого взаимодействия до международных проблем. Однако пробуксовывающий политический диалог и отсутствие какой-либо убедительной «дорожной карты» выхода из кризиса позволяют сделать вывод, что до восстановления полноценного стратегического диалога так же далеко, как и до снятия санкций.
Небольшая победа
«Спасибо, что приняли наше приглашение, хотя оно было направлено достаточно давно»,— напомнил своей собеседнице Сергей Лавров перед началом переговоров. Та в ответ только широко улыбнулась — единственный раз за то время, когда за встречей могли наблюдать журналисты. «Мы переживаем непростой период в отношениях России с Западом, и это нам не доставляет радости,— продолжил Сергей Лавров.— Мы по-прежнему нацелены на восстановление полноценного сотрудничества с ЕС — нашим крупнейшим торгово-экономическим партнером, с народами которого у нас очень много общего в историческом, культурном и ценностном отношении». «У нас есть определенные разногласия. Они касаются и ситуации на Украине, и вопросов, связанных с Крымским полуостровом. Но тем не менее перед нами стоят общие вызовы, и есть темы для сотрудничества»,— согласилась Федерика Могерини.
Упрек, который можно было расслышать в приветствии российского министра, неслучаен: госпожа Могерини, занявшая пост главы внешнеполитической службы ЕС в конце 2014 года, в этом качестве посетила Россию впервые. За это время она не раз встречалась со своим российским коллегой на международных площадках, однако российские дипломатические собеседники “Ъ” признавались: двусторонний диалог буксует, а полноценных переговоров не проводится. «Она приедет, но сроки мы пока не обсуждали»,— заявил “Ъ” постпред РФ при ЕС Владимир Чижов в июне прошлого года. Вчера в Доме приемов МИД России в ответ на вопрос корреспондента “Ъ” о том, можно ли нынешний визит считать прорывом, господин Чижов рассмеялся: «Победа. Но небольшая».
«Половинчатой и двусмысленной выглядит линия Брюсселя»
Официальная часть переговоров, которая по плану должна была продолжаться около часа, в итоге затянулась на два часа. «В ходе этих переговоров никто никого ничему не учил, мы старались услышать друг друга»,— рассказал по итогам встречи российский министр. «Подтвердили обоюдную заинтересованность в активизации политического диалога, который, по нашему убеждению, должен быть поставлен на регулярную основу»,— пояснил он, тем самым давая понять: договоренности о возобновлении регулярных встреч по двустороннему сотрудничеству достигнуто не было.
Тем не менее удалось обсудить широкий круг вопросов, включая отраслевое сотрудничество (вопросы энергетики, транспорта, научного сотрудничества, культурно-гуманитарных обменов и экологии), ситуацию на Ближнем Востоке и Украине, а также темы, взаимодействие по которым удалось активизировать,— это проблемы борьбы с терроризмом, наркотрафиком и нелегальной миграцией. Если добавить приграничное и региональное сотрудничество, то это и будет весь список тем, по которым сегодня ведется более или менее продуктивное взаимодействие России и Евросоюза.
При этом, отвечая на вопрос “Ъ” по итогам переговоров, дипломаты подтвердили, что также затрагивалась тема взаимных санкций — однако отвечать на вопрос, возможно ли частичное снятие с России ограничительных мер, госпожа Могерини не стала. Но она заверила, что Евросоюз готов к развитию сотрудничества с РФ. В том же ответе Федерика Могерини, впрочем, отреагировала и на слова министра Лаврова, напомнившего: в действующей Концепции внешней политики РФ упомянуто о «стратегическом» характере взаимоотношений с Евросоюзом, а в аналогичном европейском документе — нет. «Половинчатой и двусмысленной выглядит линия Брюсселя на то, чтобы несколько подморозить двусторонние отношения с нами в стремлении наказать за то, что народ Крыма сделал свой свободный выбор, и одновременно сотрудничать с нами для решения международных проблем,— предупредил глава МИД РФ.— Вопрос не в том, что мы будем делать в том или ином регионе мира. Это важно, но нам в интересах наших народов необходимо ответить на вопросы, как мы будем жить рядом друг с другом, будем ли мы искать компромиссы или навязывать свою точку зрения своему партнеру?» «В условиях взаимных санкций абсурдно считать друг друга стратегическими партнерами»,— парировала госпожа Могерини.
«Европейцы нам все время повторяют: business as usual больше не будет. Но к этому мы и сами не стремимся. Мы заинтересованы в деловых прагматичных отношениях в сферах общего интереса по принципу business first»,— пояснил дипломатический собеседник “Ъ” в Москве. «Мы чувствуем, что в Евросоюзе в целом есть желание выходить из сложившегося тупика. Но в целом позитивно заряженное большинство членов ЕС пасует перед негативно заряженным меньшинством»,— рассуждает источник “Ъ”, уточняя: речь прежде всего идет о странах Балтии, Польше и Швеции.
Конкретным шагом к активизации политического диалога могло бы стать согласие Евросоюза провести «инвентаризацию» отношений — с такой инициативой еще прошлым летом выступила российская сторона. «Надо посмотреть, чем мы должны заняться в первую очередь, что можно пока отложить, а что — избыточное»,— объяснял тогда “Ъ” Владимир Чижов. Впрочем, тогда же один из собеседников “Ъ” в структурах ЕС объяснил, почему реагировать положительно на инициативу Москвы в Брюсселе не собираются: «Мы пока не на том этапе, чтобы активизировать взаимодействие — мы хотим быть уверенными, что сотрудничество с Москвой не будет подрывать мирный процесс (на Украине.— “Ъ”)».
С тех пор реализация минского процесса полностью зашла в тупик. И, как пояснил вчера Сергей Лавров, отвечая на вопрос “Ъ”, реакции на свои предложения в Москве пока так и не дождались.