«Модус» выживания
Крупный региональный автодилер уходит к Сбербанку
Длившееся несколько лет падение автопродаж поставило под угрозу бизнес многих российских автодилеров. Как выяснил “Ъ”, один из крупнейших региональных дилерских холдингов «Модус» смог договориться о реструктуризации задолженности со структурами Сбербанка. Но в обмен на дополнительное финансирование владельцу «Модуса» Алексею Лещенко, видимо, придется передать контроль над управляющей компанией холдинга «Сбербанк Капиталу» — с опционом на обратный выкуп.
На прошлой неделе ФАС одобрила ходатайство «СБК Геофизика» (структура Сбербанка) о покупке 51% ОАО «Модус» (один из крупнейших региональных автодилеров). Сейчас 99% «Модуса» принадлежит известному в отрасли бизнесмену Алексею Лещенко, в 2011–2017 годах занимавшему пост вице-президента Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД).
В мультибрендовый холдинг «Модус» входят 43 дилерских центра на Юге России (в Воронеже, Краснодаре, Липецке, Новороссийске, Пятигорске, Ростове-на-Дону, Армавире, Сочи и Ставрополе. Холдинг продает модели BMW, Mini, Jaguar, Land Rover, Infiniti, Nissan, Hyundai, Ford, Mazda, Peugeot, Citroen и другие, а также автомобили с пробегом. Показатели за 2016 год не опубликованы, в 2015 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ОАО «Модус» упала на 10%, до 66,6 млн руб., чистая прибыль — на 47%, до 5,9 млн руб. При этом долгосрочные обязательства сократились на 6%, до 266,3 млн руб., но краткосрочные выросли на 24%, до 49,1 млн руб. Продажи компании в 2016 году, по данным «Модуса», упали на 20%, до 9,2 тыс. машин, оборот снизился на 2%, до 10,1 млрд руб.
Алексей Лещенко подтвердил “Ъ”, что в рамках плана реструктуризации долга рассматривается вариант, при котором контрольный пакет управляющей компании холдинга «Модус» перейдет в залог «Сбербанк Капиталу», который, в свою очередь, предоставит дополнительное финансирование компании. Сейчас переговоры с банками продолжаются, условия финансирования — в стадии согласования. Владелец «Модуса» отметил, что в рамках реструктуризации у него будет опцион на выкуп контрольного пакета. «Для нас важно, что компания жива, партнеры готовы нас поддерживать и вкладываться в развитие компании»,— подчеркнул господин Лещенко. «Модус» собирается расширяться, отметил бизнесмен, а дополнительное финансирование будет направлено на рост продаж и развитие новых направлений — в частности автомобилей с пробегом. Объем задолженности перед банками и сумму дополнительного финансирования он не раскрыл. В Сбербанке ситуацию не комментировали.
Как рассказал “Ъ” источник среди дилеров, у «Модуса» довольно крупная долговая нагрузка, владелец компании давно вел переговоры о реструктуризации. О банкротстве компании, по словам собеседника “Ъ”, речи не идет. Он добавил, что «Сбербанк Капитал» выкупил долги «Модуса» перед несколькими кредиторами. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что на фоне падения продаж в сложную ситуацию с долгами попали и другие игроки, упоминая, в частности, переход в 2016 году контроля над дилером «Независимость» к инвесткомпании А1 (входит в «Альфа групп»).
Региональный авторынок пострадал в кризис сильнее столичного: так, в 2016 году на фоне общего падения продаж в РФ на 11%, до 1,4 млн машин, рынок Москвы рос на 1%, до 207,8 тыс. машин. Но Андрей Томышев из EY отмечает, что регионы сильнее страдают в кризис, но и выходят из него быстрее: любое восстановление доходов приводит к всплеску автопродаж, такая тенденция уже наблюдалась, например, после кризиса 2008 года. Темпы восстановления отдельных дилерских холдингов, продолжает он, зависят не только от того, насколько компания закредитована, но и от ее диверсификации с точки зрения брендов и городов и от развитости направления автомобилей с пробегом.