В селе под Воронежем отсортировали «Единую Россию»
Жители Гвазды не допустили строительства мусоросортировочного завода и не избрали кандидатов от партии в местный совет
В Воронежской области жители небольшого села Гвазда смогли победить руководство области, района и «Единую Россию». Чиновники, вопреки мнению жителей, планировали строительство возле села крупного мусоросортировочного завода. Но местный совет, формально состоявший из единороссов, «в ответ на грубые попытки продавить проект» самораспустился. А на состоявшихся 23 апреля новых выборах местные жители поддержали протест, не избрав ни одного кандидата, выдвинутого «Единой Россией». В Гвазде теперь обещают борьбу на осенних выборах главы села, а в местной администрации говорят, что строить завод будут «в другом месте», а деньги поселению намерены давать «строго в рамках Бюджетного кодекса».
Подготовку к строительству мусоросортировочного завода взбунтовавшиеся депутаты начали своими же руками более года назад. Тогда они одобрили перевод 12 га возле Гвазды в подходящую для фабрики категорию земель. Однако уже осенью прошлого года мнение депутатов резко изменилось. «Мы спросили у многих знающих людей, обращались в Воронеж и Москву и поняли, что этот завод отравит нам воздух, воду и землю»,— рассказывает один из лидеров местной оппозиции Николай Гукасян. В том, что завод устроил бы экологическую катастрофу, кажется, не сомневается почти никто из местных жителей. «Там же свалка под открытым небом по проекту. Чуть дождик — и все, что там лежит, будет у меня во дворе. В обмен на это обещают 200 рабочих мест с зарплатой тысяч в 20. Равноценно?» — недоумевает его соседка. При этом сами жители села говорят, что отсутствие работы — главная проблема Гвазды. Типичная жизнь местного мужчины — вахтовая работа в Воронеже или Москве с небольшими перерывами на отдых дома.
По федеральному законодательству для одобрения проекта строительства завода необходимо провести публичные слушания, а затем добиться признания их состоявшимися. Когда представители районной администрации и проектировщики в ноябре прошлого года приехали провести эти слушания, жители Гвазды засыпали гостей вопросами, а затем отказались поддержать проект. Все десять депутатов сельсовета, чтобы не признавать мероприятие состоявшимся, сложили свои полномочия. «Нас вызывал глава района Юрий Матузов, говорил, что это губернаторский проект и, как бы мы ни трепыхались, он все равно будет реализован. С нами вообще разговаривали, как с холопами»,— сказал “Ъ-Черноземье” один из них. А 26 декабря около 400 жителей Гвазды и соседних населенных пунктов провели в центре села митинг уже не только против завода, но и против Юрия Матузова и лояльной ему главы поселения Валентины Солодухиной.
Самораспустившийся совет был избран в 2015 году — тогда на десять мест претендовали 11 человек, а мандаты получили только представители «Единой России». В выборах нового состава, избранного 23 апреля, участвовали уже 37 кандидатов. Два депутата прошлого созыва пошли на выборы как самовыдвиженцы, а среди кандидатов от партии власти таковых не было вообще. Резкие перемены в отношении жителей Гвазды к выборам стороны объясняют по-разному. «Раньше в сельсовет упрашивали выдвинуться. А вся функция депутатов сводилась к тому, чтобы раз в несколько месяцев по звонку главы села зайти в администрацию и что-то подписать. Ну и раз в год собраться всеми, принять бюджет, а после "тяпнуть", закусить. Они даже не представляли, что можно взять и со своим мандатом переломить волю главы района»,— уверяет Николай Гукасян. По мнению Юрия Матузова, проект завода далеко не главная причина такого оживления. «У нас накопилось много недоброжелателей. С приходом моей команды жизнь в районе начала улучшаться, есть успехи, что не может радовать прошлое здешнее руководство. У Гукасяна свой мотив — он выдвигался в главы села, и люди его не поддержали, теперь вот отыгрывается. Я уже не говорю про людей совсем другого уровня, которым явно нет до меня и Гвазды дела, а нужны рыбы покрупнее. Мне даже сумму назвали, за которую они организовали тот декабрьский митинг в Гвазде, — больше 200 тыс. руб.»,— говорит господин Матузов.
Чиновник, очевидно, имеет в виду представителей Сергея Пойманова, бывшего владельца Павловского ГОКа, одного из крупнейших предприятий в Воронежской области, а ныне одного из критиков губернатора. Он шел в депутаты Госдумы от округа, включающего Бутурлиновский район, а его штаб активно работал на этой территории. При этом Юрий Матузов «согласен с народом» в том, что «правильный проект завода был подан не под тем соусом». «Теперь его в Гвазде не будет. Мы уже почти выбрали другое поселение для его размещения»,— добавил чиновник. Николай Гукасян заверяет, что никогда не сотрудничал с людьми Сергея Пойманова.
Господин Матузов действительно гордится своей работой. По просьбе чиновника его подчиненные показали корреспонденту “Ъ-Черноземье” новую школу более чем на 1 тыс. мест и стоимостью более 700 млн руб., а также состоящую из четырех корпусов недавно открытую районную поликлинику. «Мы первые по бюджетной обеспеченности на жителя среди районов области. Раньше об этом в Бутурлиновке могли только мечтать»,— уверяет он. Но именно за это многие активисты в Гвазде его и не любят. «При бывших главах было спокойнее. Не затеивалось реформ, люди жили своей жизнью на своих местах, их никто не трогал. При Матузове у нас и правда много что преобразилось, но он хочет, чтобы его за это благодарили!» — рассказала “Ъ-Черноземье” член местной УИК.
Перед выборами в сельсовет Юрий Матузов старался сделать все возможное, чтобы погасить протест. Начиная с февраля представители областного департамента экологии и природопользования, а за ними и райадминистрация неоднократно публично заявляли, что отказались от строительства завода в Гвазде. За несколько дней до голосования господин Матузов приехал в Гвазду с агитационной встречей и попросил жителей поддержать кандидатов-единороссов. Он еще раз заверил, что завода не будет, пообещал «перевести на другую работу» Валентину Солодухину, а в случае поддержки его кандидатов построить мост, улучшить освещение села и «навести в нем порядок». Но встреча закончилась перебранкой между чиновником и Николаем Гукасяном, а после мероприятия господин Матузов даже получил пощечину от жены оппозиционера.
Юрий Матузов в день голосования не ждал от выборов ничего хорошего для себя. «Понятно, что там протестный настрой, и даже если наши кандидаты получат половину мандатов, будет уже хорошо. Я приглашал теперь уже бывших депутатов, спрашивал: ну вот изберут оппозицию или единороссов — и что в селе изменится? Да ничего! Нужен только настрой на сотрудничество, и я готов общаться с любым составом совета»,— заверил он.
Выборы в Гвазде оказались единственными 23 апреля в Воронежской области и стали первыми для нового состава регионального избиркома во главе с Сергеем Канищевым. Интрига оказалась такой серьезной, что в обеих гвазденских УИК оказалось больше десяти наблюдателей, а главы комиссий признавались, что «никогда не видели такой явки». По данным ГАС «Выборы», она составила 47,79%, притом что ранее эти УИК давали и более 80% проголосовавших. Связать свои наблюдения с этими цифрами члены комиссий в беседе с “Ъ-Черноземье” не смогли. После закрытия участков члены избиркомов считали голоса, стараясь неукоснительно соблюдать прописанный в законе порядок, демонстрируя каждый бюллетень. В итоге десять из десяти мандатов получили независимые кандидаты, поддерживавшие Николая Гукасяна.
Это стало ясно еще на середине подсчета — практически в каждом бюллетене стоял голос за местного фермера Николая Банова, первого в бюллетене. Каждое новое упоминание этого кандидата в какой-то момент начало вызывать смех у собравшихся, а не имеющие отношения к Гвазде наблюдатели к концу подсчета уже без запинки могли назвать его соратников Людмилу Богданову, Тамару Варфоломееву и Михаила Гусева, «галочки» за которых почти всегда стояли следом за значком в поддержку господина Банова. Процедуру смазал только провал эксперимента с использованием QR-кодов для быстрой передачи итогов голосования в ГАС «Выборы». На обоих участках случились неполадки со связью, и комиссиям пришлось передавать данные «по старинке». Впрочем, результатов они не исказили. «Приезжайте к нам в сентябре. Если Солодухина и правда уйдет, как пообещал Матузов, то мы устроим борьбу и за место главы поселения»,— заверил “Ъ-Черноземье” Николай Гукасян.
Такие итоги могут только усилить конфликт. Юрий Матузов пытается отрицать, что будет «наказывать село рублем»: «Когда я стал главой района, приехал к Гордееву со списком необходимых проектов. Знаете, что было под номером один? Дом культуры в Гвазде. Получился дворец! И что в ответ? Протест, волнения. Я буду продолжать работать с Гваздой, буду давать им строго все, что положено в рамках Бюджетного кодекса. Надо, чтобы там ситуация успокоилась. Но когда появится возможность построить, например, детсад, то я посмотрю, кому из 16 сельских поселений он больше всего нужен и кто больше сотрудничает с нами». На вопрос, опасается ли он, что история Гвазды повторится в другом поселении, в которое будет перенесен завод, он отвечает утвердительно. «Но деваться мне некуда. Представьте, приду я к губернатору и скажу — отдайте завод соседям. Он посмотрит на меня как на дурака»,— объясняет чиновник. Лично в Гвазду в ближайшее время он не собирается: «Я уделил этому селу столько внимания, сколько не уделял ни одному другому. И что в ответ? Вы когда-нибудь получали публично по лицу от женщины? Как вы думаете, это легко и приятно перенести?»