Мария Шарапова выходит в сет

Сегодня она сыграет первый матч после дисквалификации

Теннис

Несмотря на мельдониевое дело, Мария Шарапова не только по-прежнему весьма привлекательна для личных спонсоров, но и необходима всему женскому теннису

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Сегодня на турнире Женской теннисной ассоциации (WTA) в Штутгарте с призовым фондом $775 тыс. свой первый матч после 15-месячной дисквалификации за применение мельдония проведет Мария Шарапова. Соперницей 30-летней россиянки будет 36-я ракетка мира, финалистка Открытого чемпионата США 2015 года итальянка Роберта Винчи.

Мария Шарапова сегодня начинает свою третью теннисную жизнь. Первую она прожила с начала карьеры до операции на правом плече, перенесенной осенью 2008 года. Вторую — с весны 2009-го, когда возобновила выступления, залечив травму, до момента объявления о своем положительном допинг-тесте. Возвращение Шараповой, безусловно, превращается в одно из самых резонансных спортивных событий последних месяцев. Налицо сочетание сразу двух факторов, подогревающих к нему интерес,— огромной популярности ее главного действующего лица и небанальной предыстории.

Правда, сейчас уже мало кто вспоминает "ужасный", по словам самой Марии Шараповой, цвет ковра в лос-анджелесском отеле, где она 7 марта прошлого года признала, что действительно принимала мельдоний. Да и подробности ее противостояния с Международной федерацией тенниса в Спортивном арбитражном суде, завершившегося сокращением срока дисквалификации с двух лет до 15 месяцев, теперь мало кого интересуют.

Сегодня на повестке дня — иные вопросы, и самый главный из них заключается в том, насколько быстро россиянка сможет вернуться туда, где была в январе 2016 года, то есть в первую десятку мирового рейтинга. И заинтересованных в этом гораздо больше, чем тех, кто предпочел бы обратный вариант.

Мария Шарапова в последние дни тренировалась не в зале Porsche Arena, где в понедельник начался первый в нынешнем сезоне европейский грунтовый турнир WTA Tour, а в теннисном клубе 24-тысячного городка Зилленбух, расположенного неподалеку от Штутгарта. Дело в том, что, согласно правилам, до окончания срока дисквалификации теннисистки организаторы турнира не должны оказывать ей какую-либо помощь в плане организации тренировочного процесса.

При этом возвращения Марии Шараповой на Porsche Tennis Grand Prix ожидают практически все без исключения. По словам вице-президента Федерации тенниса России Алексея Селиваненко, который находится сейчас в Штутгарте, в этом году турнир вызывает сумасшедший интерес, а на эффектной церемонии открытия, посвященной его 40-летию, изображение россиянки, его трехкратной (2012-2014) победительницы, присутствовало наравне с портретами других экс-чемпионок.

"Мне кажется, что и руководители WTA, и большинство игроков ждут, когда наконец все околоспортивные вопросы, связанные с возвращением Марии Шараповой, найдут свое решение и на первый план выйдет исключительно теннис",— поделился вчера своими впечатлениями с "Ъ" господин Селиваненко. Причем под "околоспортивными вопросами" он прежде всего подразумевает решения по wild card, которые организаторы нескольких состязаний выделяют Шараповой.

Разговоры на эту тему до сих пор не утихают. Некоторые игроки, в том числе экс первая ракетка мира датчанка Каролина Возняцки, Агнешка Радваньска из Польши да и первая соперница Шараповой итальянка Роберта Винчи, в свое время стоявшая в топ-10 рейтинга WTA и доходившая в 2015 году до финала US Open, буквально на днях снова высказывались против предоставления россиянке каких-либо преференций. С этим мнением, впрочем, солидарны не все теннисистки. Например, россиянка Елена Веснина на одной из пресс-конференций во время недавнего матча Кубка федерации против сборной Бельгии недвусмысленно поддержала свою соотечественницу.

Дело дошло до того, что в заочную дискуссию вступил агент Марк Айзенбад — тот самый человек из команды Шараповой, который в конце 2015 года не отследил попадание мельдония в список запрещенных препаратов. Со свойственной ему прямолинейностью он назвал Возняцки и Радваньску "ремесленниками", которые боятся возвращения Марии Шараповой, поскольку только в ее отсутствие, а также в отсутствие Серены Уильямс и Виктории Азаренко у них может появиться "последний шанс выиграть турнир Большого шлема".

В принципе понять можно и ту и другую сторону. Во всяком случае неправильно считать, что другим игрокам не должно быть дела до того, имеет право Мария Шарапова получать сейчас wild card или нет. Во-первых, это вопрос, который связан не только с формальными правилами, но и с этическими нормами. Спортсмену, который считает себя абсолютно чистым перед антидопинговым законодательством, действительно логично задаться вопросом, почему нарушитель, пусть даже после завершения срока наказания, получает некие преимущества перед остальными. Во-вторых, Шарапова — первая звезда, которая возвращается в профессиональный теннис после дисквалификации за применение запрещенного препарата. (Можно, правда, вспомнить еще историю с Мартиной Хингис, уличенной в 2007 году в применении кокаина, однако швейцарка тогда сразу же заявила об окончании своей карьеры, а через несколько лет вернулась лишь в парном разряде; см. справку.) По сути, сейчас создается своего рода прецедент, который наверняка будет иметь значение, когда на месте россиянки, уличенной в применении сравнительно безобидного мельдония, окажется игрок, наказанный, допустим, за использование более серьезного допинга.

В то же время от возвращения Марии Шараповой во многом зависит коммерческий успех WTA Tour. Женский теннис переживает явный дефицит настоящих звезд, а сообщение о беременности первой ракетки мира Серены Уильямс, которая явно близка к завершению карьеры, делает эту проблему еще более актуальной.

Кстати, коммерческим интересам самой Шараповой мельдониевое дело не нанесло фатального ущерба. Из шести фирм, имевших с ней крупные рекламные контракты, две — производитель ракеток Head и Evian — сразу же заявили теннисистке о поддержке, еще две компании — Nike и Porsche — взяли паузу, после чего заявили о возобновлении сотрудничества, и лишь Tag Heuer и Avon отвернулись от нее. По мнению Саймона Чэдвика, авторитетного английского специалиста в области спортивного промоушена, бренд "Мария Шарапова" остается привлекательным в силу правильной тактики, которую теннисистка избрала в самом начале допинговой истории. "Если бы против Марии были настроены болельщики, то это меняло бы дело и спонсоры вели бы себя иначе,— цитирует господина Чэдвика BBC.— Но получилось иначе, и в сложившейся ситуации Шарапова нужна женскому теннису больше, чем когда бы то ни было".

На данный момент известно, что кроме Porsche Tennis Grand Prix россиянке благодаря wild card уже забронированы места в основных сетках двух крупнейших грунтовых турниров, которые пройдут до Открытого чемпионата Франции. Это мадридский Mutua Madrid Open (5-12 мая, призовой фонд — $5,4 млн) и римский Internazionali BNL d`Italia (14-20 мая, $2,8 млн). С Roland Garros, стартующим в Париже 28 мая, ясности нет. Согласно информации, опубликованной вчера в британском издании The Daily Telegraph, французы предоставят Шараповой wild card лишь в квалификационный турнир. То есть для попадания в основную сетку ей понадобится выиграть три матча.

Окончательное решение по этому поводу должно быть принято до 15 мая. Точно известно, что президент Федерации тенниса Франции Бернар Жудичелли на прошлой неделе встречался с Марией Шараповой в Лос-Анджелесе, однако ни о каких подробностях этого разговора не сообщается.

В аналогичной ситуации, кстати, находятся и организаторы Wimbledon. Правда, у них для раздумий еще есть минимум месяц, да и вообще может получиться так, что к тому времени никакого wild card пятикратной чемпионке турниров Большого шлема уже не понадобится. Это произойдет в том случае, если в течение ближайших пяти недель (то есть в Штутгарте, Мадриде и Риме) она сумеет заработать около 650 рейтинговых очков, что при условии наличия соответствующей спортивной формы можно считать реальной задачей. За победу и выход в финал в Штутгарте полагается соответственно 470 и 305 баллов, в Мадриде — 1000 и 650, а в Риме — 900 и 585, хотя для самостоятельного попадания на Wimbledon россиянке совсем необязательно выигрывать титулы. Скажем, ей вполне хватит мадридского и римского полуфиналов.

Впрочем, об этом говорить пока рано. Чтобы оценить, на что сейчас реально способна Мария Шарапова, нужно дождаться хотя бы ее сегодняшней встречи с Робертой Винчи. Кстати, 34-летнюю итальянку, занимающую в рейтинге 36-е место, едва ли можно назвать самой подходящей соперницей для первого официального матча за 15 месяцев даже, несмотря на то, что в двух предыдущих поединках с россиянкой она взяла всего четыре гейма. Во-первых, матчи эти игрались очень давно — на US Open в 2007 году и турнире в Индиан-Уэллсе в 2012-м. Во-вторых, Винчи обладает огромным опытом и устойчивой нервной системой, которые в данном случае могут оказаться особенно серьезными козырями.

Евгений Федяков

Турнир WTA в Штутгарте (Германия)

Призовой фонд — $775 тыс.

Первый круг. Светлана Кузнецова (Россия, 8)--Кики Бертенс (Нидерланды) 6:3, 5:7, 6:3.

Вся лента