Как не продешевить с деньгами
Финансовый рынок готовится к большому рывку
На первый взгляд, не может быть более успешной и перспективной ветви венчурного бизнеса, чем финансовый венчур. Для успешного даже в мировых масштабах финтеха в России есть все — от глобальных игроков и лучших программистов, работающих на весь мир, до развитой IT-культуры и высокого уровня конкуренции на финрынке. Высокая конкурентность должна требовать от создателей качественного финтех-стартапа минимум заботы о финансировании — даже если во всей стране не будет денег, то у банкиров они найдутся. Однако на практике такое необычное для России развитие событий — проблема для инвестора: поскольку никто не берется предсказать, в каком направлении будет развиваться взрывающийся от идей финтех, инвестиций в нем меньше, чем можно было бы ожидать.
Финансовая индустрия во всем мире продолжает жить в состоянии более быстрого, чем в большинстве отраслей, прогресса. Гиганты на финансовом рынке — от бирж до платежных систем — не менее двадцати лет буквально помешаны на технологических инновациях. Если сравнивать финансовый трек федерального акселератора GenerationS с другими треками, то на первый взгляд беспокоиться не о чем. Венчурная индустрия в сфере финтеха в России становится самой «модной» после наиболее популярных IT- и ритейла. Финтех-трек собрал самое большое число партнеров из корпораций, больше трех с половиной сотен заявок от стартапов.
Промышленные компании приблизились к осознанию необходимости перехода от платформенных решений к экосистемам. По словам директора по инновациям компании Visa в России Михаила Батуева, платежная система становится открытой платформой, предлагая через Visa Developer Platform технологическую экосистему собственных сервисов как новым игрокам, которые только пытаются выйти на рынок, прежде всего, стартапы, так и уже давно работающим участникам рынка (банкам, торгово-сервисным предприятиям). Разработки, созданные с использованием этих инструментов, возможно быстрее реализовать на глобальном уровне. И в случае с российскими партнерами финтех-трека GenerationS все обстоит схожим образом — «большой» российский рынок бурно развивался последнее десятилетие, уровень технологического развития российских финансовых организаций высокий — сказывается высокое проникновение средств мобильной связи и сети интернет, готовность держателей карт активно использовать удаленные каналы банковского обслуживания.
Райффайзенбанк, например, рассматривает GenerationS не только как возможного поставщика проектов именно в сфере финансовых технологий — но и вообще проектов, способных расширить клиентский опыт. «Мы находимся в постоянном поиске и активном пилотировании проектов, которые создают интересные финансовые и околофинансовые сервисы, необычные для банкинга, — говорит Олег Третьяк, руководитель отдела IT-архитектуры Райффайзенбанка. — Сейчас параллельно ведем около 10 пилотов разных направлений бизнеса, часть из которых реализовывается с командами, обратившимися через GenerationS. Мы видим ряд интересных идей в розничном и корпоративном направлениях, при этом они могут создавать дополнительную ценность как в транзакционных, так и в различных вспомогательных сервисах для наших клиентов. Высокий потенциал, безусловно, есть и среди решений, связанных с задачами риск-менеджмента».
В целом, у организатора акселератора, Российской венчурной компании, не было проблем с поиском партнеров по финансовому треку GenerationS. Так, Надия Черкасова, член правления ВТБ24 отмечает, что GenerationS — масштабный проект по поддержке технологических предпринимателей, акселератор системно решает важную задачу развития российского инновационного рынка, работая как со стартапами, венчурными фондами, так и со стратегическими инвесторами. В рамках трека Finance&Banking Technologies, ВТБ24 оценивал проекты для запуска совместного пилота с департаментом обслуживания клиентов малого бизнеса. Банк обслуживает более 380 тыс. клиентов малого бизнеса, получить возможность протестировать свой продукт на такой базе — это уникальный шанс для молодых финтех-компаний.
Антон Говор, управляющий директор по стратегии Московской биржи, индустриального партнера финтех-трека GenerationS, напоминает, что, в сущности, его компания появилась как инновационная в момент создания и считается финтех-стартапом — правда, уже состоявшимся и самым крупным в России. Говор отмечает, что и в банкинге, и на рынке капитала в России финтех — это не столько эксперименты, сколько отраслевая норма, причем все команды стартапов, с которыми Московская биржа работает, удивляют высоким профессиональным уровнем (и достаточно естественным для такой стадии развития инновационного рынка относительно низким качеством управления стартапами). Он обращает внимание на обстоятельства, которые, видимо, приводят к физической недооценке объемов финтех-сектора в венчурной индустрии России. На деле многие российские команды уже обслуживают американские и европейские рынки и являются частью мировой финтех-индустрии. Это глобализованный мир, поэтому отсутствие сделок в российской юрисдикции с такими активами может быть обманчиво — «гражданство» в этом секторе уже не так уж и важно.
Впрочем, главную и основную среднесрочную проблему финтех-индустрии называют и Говор, и другие представители финансового рынка, работающие с ней, — пусть и разными словами, но зато точно. Все они говорят об огромных переменах, которые ждут финансовые рынки уже в течение 3–5 лет. Для кого-то эти перемены ассоциируются с технологиями, для кого-то — с новым поколением клиентов и, в частности, инвесторов, для многих — с эволюцией регулирования государством финансовых рынков. На деле это, видимо, грани одного и того же процесса: технологии на финансовых рынках развиваются настолько быстро, что во многом не имеет смысла прямо сейчас ставить на новые большие решения, имеет смысл подождать, что из всего этого будет выходить.
А выйти из финтеха может что угодно. Блокчейн-технологии и новые способы удостоверения сделок — важная, но лишь одна из составляющих возможных перемен. Криптовалюты, сейчас ответвление блокчейн-технологий, на деле ставят вопрос о будущем финансовых систем в целом — этот вид электронных денег ставит под вопрос необходимость существования традиционных банковских систем с частичным резервированием. И это только часть айсберга. По своей природе финтех теснейшим образом соприкасается с социальными процессами, и всякий новый революционный стартап в этой сфере в своих презентациях не может не упоминать Будду, теоретиков социальных процессов и политические движения нового типа — создатели стартапов в этой сфере лучше других чувствуют, как их технологии могут изменить мир. Ближайшие в этой сфере открытия — это технологии работы с big data.
С другой стороны, сложно придумать себе мир с более жесткими правилами, нежели финансово-банковский. Банк — это доверие, доверие — это четко исполняемые процедуры. Наконец, в сфере финансов цена вопроса для реализации идей любого стартапа чрезвычайно высока. Финансовая сфера на порядок лучше других умеет рассчитывать свои риски, и, поскольку связность системы чрезвычайно высока во всем мире, радикальные идеи с непредсказуемыми точно последствиями — не предмет для банковских вложений. Именно поэтому банкиры предпочитают говорить о «песочницах» внутри собственных инновационных центров и подразделениях для стартаперов, которые в финтехе почти всегда хотят разрушить или, по крайней мере, оставить далеко за горизонтом существующий мир финансов и построить новый — более быстрый, более красивый, более технологичный, более социально справедливый, причем здесь и сейчас.
Неудивительно, что одним из партнеров GenerationS является Банк России. Мотивация для ЦБ в этой сфере абсолютно понятна. Там даже лучше, чем в крупных финансовых компаниях, осознают, что мир финансов стоит перед одной из самых крупных революций, а, возможно, за последние полтора столетия — от золотого века золотого стандарта. До последнего момента информационная революция конца XX века давала финансовому сектору, не изменяя его базовые правила игры, ничего, кроме предсказуемых плюсов. Но сейчас почти все игроки финансового рынка — в позиции «низкого старта» в спринтерском забеге: еще несколько лет, и начнет стремительно меняться сама ткань финансов. Как — регулятор хотел бы это знать достаточно точно и управлять этим процессом, насколько это возможно.
В результате неудивительно, что пока потенциал венчурной индустрии в России не то чтобы полностью не раскрыт, а во многом и не слишком хорошо виден. Все опасаются фальшстарта, неверных ставок накануне главной игры, неверной оценки ситуации.
Это статическое напряжение достаточно скоро трансформируется в динамику. Но тогда будет уже поздно создавать инновационную компанию в сфере финансов — если у вас есть идея, то, несмотря на жесточайшие требования по качеству реализации, с ней надо что-то делать сейчас: потом… нет, не уйдет поезд. Гораздо хуже — улетит ракета, частью которой надо быть уже сегодня.