«Мы нашли способ заинтересовать сотовых операторов идти в села»
Профильные эксперты отмечают успехи Новосибирской области в информатизации сельских территорий и развитии портала госуслуг. В интервью «Экономике региона» глава департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий региона Анатолий Дюбанов рассказал о вызовах, с которыми сталкиваются региональные власти, осуществляя политику в сфере информатизации, ответах ни них, а также перспективах покрытия широкополосным доступом в интернет и скоростной мобильной связью всей территории Новосибирской области.
«Скоростной интернет — не только развлечение»
— Как по уровню развития телекоммуникационных технологий Новосибирская область выглядит на фоне регионов Сибирского федерального округа и субъектов федерации европейской части страны? В чем слабые и сильные стороны региона?
— По данным официальной статистики, Новосибирская область выглядит несколько лучше, чем в среднем по СФО, и примерно соответствует среднероссийским показателям. Сегодня уже 79 из 100 жителей Новосибирской области в возрасте от 15 до 72 лет являются пользователями сети, что соответствует средним показателям по округу. По данным Росстата, доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств Новосибирской области составляет 73,2% (в среднем по округу 70,9%, в среднем по России — 74,8%), из них широкополосный доступ имеют 69,8% домохозяйств (в среднем по округу — 64,3%, в среднем по России — 70,7%). По показателю наличия широкополосного доступа в интернет Новосибирская область демонстрирует лучший результат в СФО.
Показатели развития телекоммуникационных технологий в регионах Центрального федерального округа несколько выше, но проводить параллели с центральной частью России довольно сложно из-за совершенно других расстояний между населенными пунктами. Все-таки компактность проживания по ту сторону Уральских гор совсем другая. Телекоммуникации — это всегда километры сетей, а значит большие затраты. И прежде чем принять решение о выходе в удаленные от регионального центра муниципальные образования, любой оператор связи рассчитывает экономическую модель: насколько быстро окупятся, и окупятся ли вообще его вложения. В Новосибирской области такие вопросы актуальнее, чем, например, в Калужской области.
— Довольны ли вы тем, как в Новосибирской области решается проблема устранения цифрового неравенства (УЦН)?
— УЦН — это большая федеральная задача. Совершенно точно в мире никто ничего подобного за бюджетные деньги не делал. И это понятно, таких территорий, как в России, больше нигде нет. Европейские страны намного компактнее, с большей плотностью населения, проблема доступности интернета там решается с меньшими затратами. К сожалению, программа УЦН стартовала в очень непростое время экономического кризиса в 2015 году, поэтому темпы ее реализации оказались несколько ниже, чем планировалось изначально. Тем не менее, проект движется. Компания «Ростелеком», как федеральный исполнитель проекта, ежегодно подключает к интернету десятки отдаленных от райцентров сел и деревень с населением от 250 до 500 человек.
Параллельно регион реализует собственную программу, получившую название «500+», которая решает проблему УЦН в населенных пунктах с числом жителей от 500 до 1000 человек. Средства областного бюджета направляются на достройку волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в эти населенные пункты, а также строительство антенных опор для размещения оборудования мобильных операторов. Построенные ВОЛС при этом будут использоваться не только для предоставления услуг фиксированного широкополосного доступа в интернет, но и в качестве транспортных каналов связи для операторов, предоставляющих услуги мобильной связи, что позволяет, в том числе, повысить инвестиционную привлекательность этих населенных пунктов для мобильных операторов.
Важно отметить, что Новосибирская область стала первым регионом в России, где мероприятия региональной программы синхронизированы с федеральным проектом УЦН, что позволяет значительно сократить бюджетные затраты.
— Легко ли было добиться поддержки депутатов в условиях секвестрования бюджета?
— Вместе с депутатами законодательного собрания на заседаниях практически всех комитетов мы обсуждали необходимость продолжения реализации программы «500+» и увеличения бюджетных расходов на нее. Оценивали риски замедления темпов реализации программы, ведь скоростной интернет — не только развлечение и новости: качественные скоростные каналы получают школы, библиотеки, медицинские учреждения, сельсоветы, производственные предприятия и жители. Это дает огромное число новых возможностей: дистанционное обучение, доступ к электронным государственным услугам, электронным библиотекам и многое другое. Аптечные сети, например, также заказывают лекарства онлайн. А самое главное — современные услуги связи повышают привлекательность сельских территорий для инвесторов, для организации новых производств.
— Есть ли в планах правительства региона решение задачи УЦН в селах с числом жителей более 1000 человек и совсем маленьких деревнях с населением менее 250 человек?
— Проблема отсутствия скоростного интернета и мобильной связи решена практически во всех населенных пунктах, где проживает более 1000 человек. Что касается небольших деревень, то к их оснащению интернетом мы приступим сразу после завершения программы «500+».
— Есть проблемы в Новосибирской области с охватом цифрового телевидения?
— Сегодня для 97% жителей области даже в самых отдаленных селах доступны 10 телевизионных и 3 радиопрограммы в высоком качестве и без абонентской платы. К нам, правда, поступают жалобы, почему в селах только 10 телевизионных программ в цифровом качестве, а в городах РТРС предлагает уже 20 программ. В ближайшие годы предложение будет расширяться на территории всей области.
«Две SIM-карты на селе — роскошь»
— А частные телекоммуникационные операторы не идут в села?
— Интерес бизнеса к строительству телекоммуникационной сети к тому или иному населенному пункту начинается от 1,5 тыс. жителей. Тем не менее, мы нашли способ заинтересовать сотовых операторов идти в села. Срок окупаемости строительства вышки мобильной связи в населенных пунктах с населением 500–1000 человек составляет около 20 лет. Ни одну частную компанию такая экономика не устраивает. Мы предоставляем муниципалитету субсидии на установку опоры, которая может быть использована для размещения оборудования, операторы размещают на ней свое оборудование и обеспечивают жителей мобильной связью. Все довольны. Такой механизм мы использовали практически во всех населенных пунктах, в которых проведен интернет по программе «500+».
— То есть, проект реализуется на принципах ГЧП.
— Именно так. Регион берет на себя затраты на установку опор, а бизнес наполняет их необходимым оборудованием, чтобы жители отдаленных сел получали качественную мобильную связь и интернет. Соотношение участия государства и бизнеса примерно один к трем. Если бы мы не инициировали эту работу, то, уверен, жители малых сел еще очень долго не имели бы возможности пользоваться современными услугами сотовой связи.
— А сталкиваются ли селяне с проблемой, когда в райцентре один оператор, а в деревне другой, а значит два тарифа?
— Да, такая проблема есть. И я думаю, в ближайшее время мы найдем решение. Понятно, что две SIM-карты на селе — роскошь, учитывая невысокие заработки. Сейчас прорабатывается модель, по которой оператор, предоставляющий услуги связи на селе, мог бы за адекватные деньги обеспечить мобильную связь и интернет владельцу SIM-карты любой телекоммуникационной компании, работающей в Новосибирской области.
«Граждане экономят свое время»
— Одной из задач вашего департамента является популяризация Единого портала государственных и муниципальных услуг. Что вы для этого делаете?
— Новосибирская область одна из немногих в стране получила федеральную субсидию на реализацию мероприятий по продвижению госуслуг в электронном виде. На самом деле, электронные госуслуги — это очень удобно и для жителей Новосибирской области, и для государства, поскольку в разы удешевляет процесс оказания услуг. Граждане экономят свое время, им больше не приходится тратить уйму времени в очередях, будь то паспортный стол, ЗАГС, налоговая или ГИБДД. Об этом мы и рассказываем людям. Соответствующая информация размещается в местах приема граждан, в том числе, в МФЦ. Планируем проводить целевые уроки и лабораторно-компьютерные занятия в школах. Ведь порталом госуслуг можно пользоваться с момента получения паспорта, то есть с 14 лет. Учителя рассказывают ребятам, как зарегистрироваться на портале, объясняют, как помочь освоить этот инструмент родителям, бабушкам и дедушкам. Зачем пенсионеру стоять в очереди, если внук может помочь заказать услугу в электронном виде и отследить статус ее исполнения в личном кабинете.
— Есть ли какие-то целевые показатели по использованию новосибирцами портала госуслуг, которых правительство региона должно достигнуть к определенному времени?
— В соответствии с указом президента России №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к концу 2018 года во всех субъектах федерации должна составить не менее 70%. По итогам 2016 года число граждан, получающих электронные госуслуги, должно составлять не менее 50%. Статистика говорит о том, что в Новосибирской области более половины граждан — 50,6% — получают госуслуги в электронном виде. Только 32 российских региона смогли преодолеть этот рубеж.
— Каков сейчас процент жителей области, которые получают частые и коммерческие услуги через интернет?
— У нас в регионе, как и в стране в целом, люди оценили удобство покупок и заказов в интернет: покупают самые разные товары, билеты, повышают свое образование онлайн. По данным Росстата, в 2016 году для заказа товаров и услуг используют сеть Интернет более 20% городских и около 9% сельских жителей региона.
«Задача минимизировать бюджетные расходы»
— В конце прошлого года регион утвердил программу «Безопасный город». Видите ли вы интерес бизнеса к участию в ней?
— Программа «Безопасный город» — проект серьезный и очень масштабный. Отмечу, что концепция программы включает четыре больших блока: обеспечение правопорядка, предупреждение чрезвычайных ситуаций и оповещение в случае бедствий, контроль за поставками коммунальных ресурсов, а также систему ситуационно-кризисного управления. Эта функция лежит на единых дежурно-диспетчерских службах, которые созданы в каждом из муниципальных районов Новосибирской области. Клиентами АПК «Безопасный город», получающими информацию и реагирующими на вызовы, являются МВД, ФСБ, МЧС, ГИБДД и другие ведомства.
Действительно, концепция «Безопасного города» предусматривает самое активное участие бизнеса в разработке и внедрении систем безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области. Федерация поставила перед регионами задачу найти взаимовыгодный для власти и бизнеса вариант концессии. Необходимо минимизировать бюджетные расходы. Предполагается, что частные компании разработают систему безопасности таким образом, чтобы она позволила окупить все затраты. При этом система «Безопасный город» будет находиться в собственности государства с момента заключения концессии.
— В какие сроки заработает «Безопасный город»?
— Федеральный центр поставил задачу запустить все элементы системы к 2020 году. Принципиальное условие, чтобы «Безопасный город» работал на отечественных программных продуктах. Это вопрос как импортозамещения, так и безопасности. Думаю, что санкции сыграют на пользу этого дела. Считаю, что мы в состоянии производить программные продукты самостоятельно. Специалисты и все необходимое для этого у нас есть. А главное, государство понимает необходимость поддержки разработчиков программного обеспечения, которое позволит повысить безопасность информационных ресурсов страны. В ближайшие годы регионы и муниципалитеты будут выступать заказчиками такого рода продукта.
«Мобильные операторы нас поддержат»
— Запущенная в прошлом месяце «Система-112» отвечает требованию безопасности?
— Безусловно. Развертывание «Системы-112» на территории Новосибирской области осуществлялось по децентрализованной схеме, на базе основного и резервного центров обработки вызовов, а также единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований региона. Резервирование позволяет исключить возможность сбоя в случае технических неполадок. По надежности такой системы нет ни у одной из экстренных служб региона, включая 01, 02, 03. Принцип «одного окна» существенно сокращает время реагирования на ситуацию, что является решающим фактором для обеспечения безопасности граждан. Кроме этого, единый номер позволяет уменьшить количество ложных вызовов.
— По принципу работы «Система-112» похожа на американскую службу спасения 911?
— Диспетчерская служба 911 организационно устроена по-другому. Это большой зал, в котором бок о бок работают представители всех силовых ведомств. С развитием телекоммуникаций в таком непосредственном физическом взаимодействии необходимости больше нет. Задачи совместной работы экстренных служб эффективно решаются с помощью современных информационных систем. Кстати, в Европе номер единой дежурно-диспетчерской службы тоже 112.
— Каким вы видите уровень информатизации Новосибирской области в перспективе пяти лет?
— Если смотреть с точки зрения доступности современных услуг связи, то жители Новосибирска, городов и районных центров области получают их в полном объеме. Сеть LTE охватывает практически все райцентры региона, обеспечивая бесперебойную высокоскоростную передачу информации. В городах и крупных райцентрах будут развиваться сети пятого поколения — 5G, по мере развития телекоммуникационной инфраструктуры быстрый интернет (LTE) станет доступным для всех жителей Новосибирской области. Думаю, за пять лет мы полностью решим проблему доступности широкополосного доступа в интернет в селах с числом жителей от 250 человек, и начнем прокладывать телекоммуникации до самых маленьких деревень. Уверен, мобильные операторы нас поддержат. Уже всем очевидно, что без новых технологий нет комфортной жизни. На наших глазах происходит трансформация экономики, банковских отношений, принципиально меняются подходы к обучению, все большую роль начинают играть технологии дистанционного образования, причем очень качественного. И все это мы должны сделать доступным для каждого жителя Новосибирской области.
Анатолий Дюбанов
Родился в Новосибирске в 1971 году. Окончил с отличием Военную инженерно-космическую академию
им. Можайского по специальности «инженер радиоэлектронной аппаратуры». Имеет ученую степень кандидата технических наук. Работал научным сотрудником в филиале Центрального НИИ Военно-космических сил МО РФ (Санкт-Петербург), начальником Научно-исследовательского центра ГУВО МВД РФ (Новосибирск). С 2003 по 2010 годы занимал должность начальника Управления связи, специальной техники и автоматизаций ГУВД по Новосибирской области. С 2010 года — член правительства Новосибирской области — руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий.