Китай стимулирует конкуренцию среди местных автопроизводителей
Снимая ограничения на иностранное владение в автомобильных СП
Власти КНР намерены ослабить правило 50/50, действующее сейчас в СП местных автокомпаний с иностранцами. В ближайшие несколько лет правительство может разрешить иностранцам владеть большими долями в СП, чем хочет стимулировать местных производителей активнее развивать собственные марки автомобилей.
О планах китайского правительства либерализовать порядок работы иностранных автопроизводителей в стране сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на документ Комиссии по национальному развитию и реформам. Заявляется, что правительство «в организованном порядке снимет ограничения на доли владения в совместных предприятиях». Как известно, иностранным компаниям, в том числе в секторе автомобилестроения, можно владеть в Китае не больше 50% СП с местным производителем. Таким образом, иностранцы могут локализовать производство, а местные компании получают необходимый опыт в производстве автомобилей. Однако в последние годы многие китайские автопроизводители не только набрались опыта у западных концернов, но и начали собственную международную экспансию на многие развивающиеся рынки, в том числе в России.
В самом Китае доля иностранных автомобильных брендов по отношению к китайским устойчиво снижается — по подсчетам китайской Ассоциации автопроизводителей, в 2017 году китайские бренды занимают уже 43% всего авторынка страны, годом ранее доля составляла 41%. На втором месте сейчас идут немецкие марки — 20%, за ними идут японские марки — 16%, американские — 12%, южнокорейские — 5% и французские — 2%. Впрочем, в адрес китайских автопроизводителей время от времени до сих пор звучат обвинения в копировании технологий или дизайна у западных марок. В числе последних скандалов — обвинения со стороны компании Jaguar Land Rover, которая в июне прошлого года подала в суд на китайскую компанию Landwind, выпустившую кроссовер Landwind X7 похожий на известную модель Range Rover Evoque. Тем не менее темпы, с которыми многочисленные китайские производители наращивают свое производство, в том числе для продажи за границу, не могут не впечатлять. Только одна Geely Group продала в прошлом году 1,6 млн автомобилей по всему миру, а Great Wall — 1,1 млн. Судя по всему, власти решили, что китайский автопром уже достаточно готов для более жесткой конкуренции с западными компаниями на своем рынке.
О точном графике реформ по либерализации автопрома не сообщается, однако известно, что нынешний план Комиссии по национальному развитию и реформам разработан до 2025 года. После этих сообщений акции многих китайских производителей, работающих в СП с иностранцами, выросли в цене — Brilliance China Automotive Holding, работающая с BMW, подорожала на 3,7%; Dongfeng Motor, работающая с Honda, Nissan, Renault и Kia,— на 1,8%. По мнению аналитиков, инвесторы ждут, что китайские компании смогут выгодно продать свои акции в СП иностранным партнерам. Но выгоду от либерализации законодательства могут извлечь и иностранные компании, которые получат больше свободы действий. «Каждый шаг в направлении либерализации китайской экономики является позитивным сигналом»,— цитирует Bloomberg позицию Volkswagen в отношении возможного ослабления ограничений.