Автобусы меняют расписание
Власти Нижнего Новгорода начинают оптимизацию маршрутов
Администрация Нижнего Новгорода намерена в мае-сентябре отменить 26 дублирующих маршрутов, и вместо них ввести 23 новых, разыграв их на конкурсе. Кроме изменения схем движения транспорта в перспективе до 2030 года в рамках комплексной транспортной схемы (КТС), предусмотрено строительство развязок, дублеров проспектов Гагарина и Ленина, улично-дорожной сети новой жилой застройки. Впрочем, эксперты отмечают, что для успешной реализации планов необходимо собрать точные сведения о пассажиропотоке и рынке, а это недостижимо без повсеместного внедрения автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП).
Комплексно-транспортная схема Нижнего Новгорода, разработка которой шла в 2014 -2015 годах, была презентована в Арсенале на научно-практической конференции «Общественный транспорт в городе, удобном для жизни». Документ рассчитан до 2030 года и выделил все основные проблемы трафика в городе: дублирование маршрутов, которое приводит к конкуренции перевозчиков, старый подвижной состав, пробки, несоблюдение интервалов в движении, отсутствие единой системы оплаты проезда на всех видах транспорта. За счет оптимальной прокладки маршрутов разработчики КТС хотят снизить общую протяженность транспортной сети города с 517 до 225 км и среднюю продолжительность маршрута с 43 до 35 км. Также прогнозируется сокращение количества автобусов большой (с 1072 до 839) и средней вместимости (с 513 до 483).
По словам представителя проектировщика НПО «Транспорт» Алексея Майорова, сокращение дублирующих маршрутов позволит дозагрузить метро. Кроме того, потребуется обустроить пересадочные узлы: при укороченных магистральных и подвозящих маршрутах нижегородцам придется чаще пересаживаться. В связи с этим, чтобы жители не переплачивали, необходимо ввести единый проездной билет с определенной длительностью поездки и запустить АСКОП для отслеживания и корректировки пассажиропотоков.
Дальнейшие этапы объемной КТС предусматривают и строительство до 2030 года дублеров проспектов Гагарина и Ленина. Также запланировано создание трамвайных линий в Верхние Печеры и вдоль проспекта Гагарина, дополнительного выезда из микрорайона Мещерское озеро и новой транспортной перемычки в Сормове. «На мой взгляд, в Сормовский район, который живет как город в городе, также необходимо тянуть метро. Но поскольку программы должны быть реалистичными с точки зрения источников их финансирования, в нашей схеме мы это не прописали», — добавил господин Майоров.
В ходе первого этапа КТС, администрация Нижнего Новгорода намерена с мая по сентябрь отменить 26 частных маршрутов, у операторов которых истекли договоры транспортного обслуживания. Взамен будут введены 23 новых магистральных и внутрирайонных маршрута, которые, по мнению департамента транспорта, будут более удобны для горожан и охватят новые жилые микрорайоны, например, ЖК «Цветы». Схемы новых маршрутов также были презентованы на конференции в Арсенале. Замглавы администрации Сергей Миронов пообещал максимально широко оповестить о них нижегородцев в ближайшее время. Напомним, что частные перевозчики активно сопротивляются планам мэрии и не желают уходить с рынка. Ряд предпринимателей по суду пытаются принудить мэрию продлить договоры, но Первый арбитражный апелляционный суд пересмотрел решение в пользу городских властей. Рассмотрение этого резонансного дела в кассации пока приостановлено, потому что перевозчики пожаловались в УФАС, и теперь чиновники обжалуют предписание антимонопольной службы об отмене документа планирования по сокращению маршрутов.
Некоторые участники конференции посчитали, что разработанная КТС не отражает реалий нижегородского пассажиропотока, так как замеры проводились в 2014 году всего дважды на протяжении одного-трех дней, данные были неполными и уже устарели. «Если заниматься реальной организацией перевозок, нужно проводить тщательное обследование пассажиропотока на каждом маршруте, определять интервал движения, и только после этого выпускать машины. Такое обследование не делается в течение одного дня. А у нас к тому же практически свели к нулю созданную с большим трудом единую диспетчерскую службу, отслеживавшую весь общественный транспорт по спутниковой связи», — посетовал бывший директор департамента транспорта Владимир Грибов. Проектировщики и администрация не отрицают, что КТС подлежит актуализации.
Предприниматель Дмитрий Каргин считает, что без подключения к АСКОП всех частных перевозчиков и их работы в одном расписании с муниципальным общественным транспортом подлинной модели рынка пассажирских перевозок не выстроить: «Нужна единая база и полные статистические данные для анализа. Конечно, тяжелая экономическая ситуация и местечковые интересы каждого препятствуют движению вперед в этом направлении. Но и в нынешней ситуации с изношенным подвижным составом и дикой конкуренцией оставаться дальше невозможно».
По этому вопросу у участников рынка возникли серьезные противоречия. Руководство МП «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) давно конфликтует с оператором электронных проездных компанией «Ситикард». По мнению гендиректора НПАТ Дмитрия Цыганкова, комиссия оператора в 5% слишком высока для муниципального предприятия, которое теряет на этом порядка 5–6 млн руб. ежемесячно. «Мы платим 1 рубль за каждую транзакцию, это неоправданно дорого. В Курске, например, цена 26 копеек. За те деньги, что мы заплатили в прошлом году, можно было свой муниципальный АСКОП внедрить», — пожаловался господин Цыганков. «Ситикард» в свою очередь предлагает ввести АСКОП на территории всей Нижегородской области. _Однако стоить этот проект будет порядка 500 млн руб. Недавно региональные власти обсуждали возможность запуска электронной системы на всем общественном транспорте области. По мнению кабинета министров, проект может быть реализован с привлечением частного капитала. Но пока инвесторов, желающих принять в нем участие, нет.