Запрещение ядерных испытаний: пора завершить начатое
Сергей Рябков и Ласина Зербо написали статью для “Ъ”
Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков и исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) Ласина Зербо в статье, написанной специально для “Ъ”, объясняют, что произойдет, если государства возобновят ядерные испытания. Англоязычную версию статьи публикует японское издание The Diplomat.
Возрастающие озабоченности международного сообщества в отношении ядерного потенциала КНДР и напряженность в регионе являются серьезным напоминанием о необходимости активизации совместных дипломатических усилий для продвижения инициатив по сокращению ядерной угрозы, включая международный договор по всеобъемлющему и контролируемому запрету ядерных испытаний.
Два десятилетия назад страны мира начали работу над договором, который закрепил запрет на проведение ядерных испытаний и установил эффективный контроль в этой сфере.
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года запрещает «любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв» в любом месте на земном шаре независимо от его мощности.
В соответствии с установленным договором запретом государства, не обладающие ядерным оружием, в отсутствие ядерных испытаний будут фактически лишены возможности приобретать или развертывать такое оружие, а государства, уже обладающие ядерным оружием, столкнутся с гораздо более серьезными трудностями при его совершенствовании.
После принятия Россией и Соединенными Штатами Америки решения о введении мораториев на ядерные испытания в 1991 и 1992 годах соответственно начались многосторонние переговоры по ДВЗЯИ, были приостановлены испытания ядерного оружия в других государствах, снизилась напряженность в ядерной сфере. ДВЗЯИ сыграл также решающую роль в принятии в 1995 году решения о бессрочном продлении Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который лежит в основе наших общих усилий в области предотвращения распространения ядерного оружия и его последовательной ликвидации.
Сегодня ДВЗЯИ пользуется практически всеобщей поддержкой и является одной из опор международной безопасности. Договор подписали 183 государства, из которых 166 его ратифицировали, создав, таким образом, мощную коалицию против проведения ядерных испытаний. Только одно государство — Северная Корея — проводило ядерные испытания в XXI веке.
Действуя сообща, подписавшие договор страны оказали поддержку и финансовое содействие Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) в создании эффективной Международной системы мониторинга (МСМ) за соблюдением договора. На сегодняшний день строительство этой системы практически завершено, и она функционирует в интересах обнаружения и предотвращения ядерных испытаний. Более чем в 90 странах мира уже действуют 302 объекта мониторинга из 337, предусмотренных договором. Оснащенный по последнему слову техники аналитический центр в Вене, где работают высококвалифицированные специалисты, позволяет с высокой точностью определить место проведения предполагаемого ядерного взрыва. Как показало полномасштабное учение в Иордании в 2014 году, в случае подозрения на ядерное испытание ПК ОДВЗЯИ способна оперативно осуществить инспекцию на месте.
Вместе с тем возможности контрольного механизма, включая МСМ и режим инспекций на месте, пока не задействованы в полном объеме. Это связано с тем, что ДВЗЯИ до сих пор не вступил в силу. Для запуска договора требуется его ратификация 44 странами, которые по состоянию на 1996 год обладали ядерными технологиями.
Из восьми ключевых государств, участие которых обязательно, ДВЗЯИ еще не ратифицировали США, Китай, Египет, Иран и Израиль, в то время как КНДР, Индия и Пакистан даже не подписали его. Таким образом, договор остается в подвешенном состоянии.
Значение ДВЗЯИ слишком велико, чтобы позволить ему так и остаться недействующим. Если государства возобновят ядерные испытания, мир станет намного опаснее. Как отметил президент России Владимир Путин в своем заявлении 11 апреля 2016 года по случаю 20-летия открытия для подписания ДВЗЯИ, «нежелание этих государств стать полноценными участниками договора вызывает серьезное сожаление».
В 2016 году мировое сообщество приложило значительные индивидуальные и коллективные усилия в целях содействия скорейшему вступлению в силу ДВЗЯИ и проявило беспрецедентное единство в достижении этой цели. 23 сентября 2016 года Совет Безопасности ООН одобрил при поддержке 42 государств резолюцию 2310, в которой содержится настоятельный призыв к упомянутым восьми странам «безотлагательно» ратифицировать договор, а также ко всем государствам — воздерживаться от проведения ядерных испытаний. В резолюции также имеется обращение «оказывать необходимую поддержку» ПК ОДВЗЯИ.
Важно воплощать эти намерения в жизнь. И начинать следует с переоценки подходов теми остающимися восемью государствами, которые откладывают ратификацию договора.
От США требуется пересмотреть свою позицию по ДВЗЯИ, обсудить в Сенате возможности этого договора и его значение для национальной и международной безопасности.
С момента последнего ядерного испытания США прошло четверть века, однако американский Сенат с конца 1999 года не провел ни одного рассмотрения ДВЗЯИ.
С тех пор ядерными лабораториями США был подготовлен доклад, в котором отмечалось, что научно обоснованная программа управления ядерным арсеналом вселяет сегодня большую, чем в эпоху проведения ядерных испытаний, уверенность в способности поддерживать надежность американского ядерного арсенала. Кроме того, если в 1999 году имелись сомнения в отношении эффективности МСМ, то сегодня эта система уже на 90% завершена и ее возможности превосходят первоначальные планы. Как отмечал бывший госсекретарь США Джордж Шульц, занимавший этот пост при президенте Рональде Рейгане, «сенаторы-республиканцы, вероятно, были правы, когда голосовали против(ДВЗЯИ.— “Ъ”) несколько лет назад, но сегодня им стоило бы проголосовать за».
Нынешний госсекретарь США Рекс Тиллерсон в ответ на вопросы, заданные ему в ходе слушаний в связи с назначением на эту должность в январе, писал: «Я думаю, что мораторий (на проведение ядерных испытаний.— “Ъ”) сослужил нам хорошую службу».
Безусловно, всем государствам, в том числе США и остающимся вне договора ключевым странам, выгоден установленный ДВЗЯИ запрет на ядерные испытания. Однако без ратификации ими договора сохраняются возможности для возобновления ядерных испытаний, а долгосрочные правовые и практические основы ДВЗЯИ, как, впрочем, и международный режим нераспространения ядерного оружия в целом, не могут считаться полноценными и эффективными.
Кроме того, по мере приближения к важной Конференции 2020 года по рассмотрению действия ДНЯО разочарование многих стран будет только усиливаться, если США и другие ключевые страны не предпримут конкретные шаги по пересмотру своей позиции и ратификации договора.
Отсутствие прогресса со вступлением в силу ДВЗЯИ было одной из причин, побудивших многие страны заняться поиском альтернативных путей, в том числе приведших к переговорам по выработке юридически обязывающего документа о полном запрете ядерного оружия. Это делается в обход плана действий Обзорной конференции 2010 года по ДНЯО, согласно которому «шаги, ведущие к ядерному разоружению, должны способствовать укреплению международной стабильности и международного мира и безопасности и должны основываться на принципе равной и неделимой безопасности для всех». Ратификация ДВЗЯИ Вашингтоном и другими ключевыми государствами позволила бы устранить «пробелы» в области разоружения, придать новый импульс и динамику процессам в области разоружения и нераспространения, а также укрепить ДНЯО.
В течение 20 лет Китай оказывал активную политическую поддержку ДВЗЯИ, а в последние годы Пекин значительно повысил уровень технического участия в деятельности ПК ОДВЗЯИ по созданию контрольного механизма договора. Китайцы начали передачу данных со своих объектов мониторинга, а также в декабре прошлого года сертифицировали первую на китайской территории станцию МСМ. Ратификация ДВЗЯИ предоставила бы Пекину возможность подтвердить свое возрастающее лидерство в ядерных вопросах.
Продолжение в КНДР ядерных испытаний, включая возможность проведения ею новых ядерных взрывов, остается фактором, негативно влияющим на продолжение ратификации ДВЗЯИ. Комплексное урегулирование ситуации на Корейском полуострове должно включать обязательство КНДР не проводить ядерные испытания.
Индия и Пакистан, перейдя от односторонних мораториев на ядерные испытания 20-летней давности к имеющим юридическую силу обязательствам по их прекращению в рамках ДВЗЯИ, внесли бы вклад в усилия в области ядерного разоружения, существенно снизили региональную напряженность и укрепили свои позиции на международных форумах по ядерной проблематике.
Ратификацию ДВЗЯИ ключевыми государствами на нестабильном Ближнем Востоке, а именно Египтом, Израилем и Ираном, следует рассматривать в качестве непременного условия создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Ее создание способствовало бы повышению региональной безопасности и стабильности, укреплению международного режима нераспространения ядерного оружия.
Спустя два десятилетия после заключения ДВЗЯИ ведущим государствам мира следует вновь объединить свои усилия и завершить начатое дело. Нынешние международные усилия по уменьшению ядерной угрозы и коллективная безопасность зависят от вступления в силу ДВЗЯИ, что заложило бы прочную основу для предсказуемых стратегических отношений.