Справороссы предлагают рассматривать объекты под приватизацию как законы
Законопроект возвращает функционировавшую в 1990-е годы систему
Лидер думской фракции «Справедливой России» Сергей Миронов и его первый заместитель Михаил Емельянов внесли законопроект, который предлагает утверждать программу приватизации федерального имущества отдельным законом, как это было в 1990-е годы. Вносить список объектов на приватизацию будет правительство, рассматривать — Госдума и Совет федерации, а утверждать — президент. Господин Миронов заявил “Ъ”, что такая система позволит вывести приватизацию из теневой зоны. Экономист полагает, что утверждение списка ситуацию не изменит — важнее повышать прозрачность самой процедуры приватизации.
Справороссы предлагают вернуть практику утверждения программы приватизации федерального имущества путем принятия отдельного федерального закона. Такая система действовала в период массовой приватизации госпредприятий в начале 1990-х годов. Сейчас такие решения оформляются постановлением правительства. Согласно законопроекту, разрабатывать и вносить в Госдуму прогнозный план программы (список объектов на приватизацию) по-прежнему будет правительство РФ. В пояснительной записке к документу отмечается, что такая система будет способствовать «открытости, прозрачности и публичности» процедуры приватизации.
Сергей Миронов считает, что вопрос о том, «что и как продавать и продавать ли вообще», должны решать не чиновники, а «полномочные представители народа». «Как и почему приватизируется то или иное имущество — не понятно. Так же, как не понятно, почему в кризис, когда цены падают, правительство вдруг решается на распродажу крупных частей госсобственности. Неужели нельзя подождать более выгодных цен, если уж так хочется расстаться с имуществом?» — сказал “Ъ” господин Миронов. По его мнению, приватизация остается теневой зоной, закрытой от «настоящего контроля».
Бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев назвал «непринципиальным» вопрос о том, кто именно устанавливает список приватизации. «Важнее, насколько понятны, честны и прозрачны сами процедуры приватизации. Последний опыт с “Роснефтью” вызвал много вопросов, и если бы сам объект на приватизацию утвердила Дума, это бы никак на ситуацию не повлияло, мы бы так и не знали, как именно определили инвестора»,— полагает господин Нечаев. При этом обязать парламент рассматривать процедуру приватизации эксперт считает невозможным, так как в стране множество мелких и муниципальных предприятий. Рассмотрение процедуры по каждому из них, по словам Андрея Нечаева, застопорит как приватизацию, так и работу парламентариев.
Почему закон о приватизации уходит в прошлое
Как стало известно "Ъ" в ноябре 2016 года, правительство решило унифицировать процедуры всех закупок и торгов, включая приватизацию и другие имущественные сделки с госучастием. Поправки готовились к законам о контрактной системе и закупках госкомпаний, а закон 178 «О приватизации» будет аннулирован. Фактически речь шла о создании в контрактной системе «кодекса», которому будет подчинена не только массовая приватизация, но и продажа крупных госпакетов акций и объектов недвижимости. Читайте подробнее
Как Минфин и Минэкономики разошлись в оценках доходов от продажи госимущества
Минфин ожидает, что в 2017 году в бюджет поступит около 130 млрд руб. доходов от продажи пакетов ВТБ и «Совкомфлота», в 2018–2019 годах — по 14 млрд руб. от реализации иного госимущества. Об этом глава ведомства Антон Силуанов сообщил 12 октября 2016 года на форуме ВТБ «Россия зовет!». С ним не согласился глава Минэкономики Алексей Улюкаев, прогнозирующий 200–300 млрд руб. поступлений от приватизации в каждый год трехлетки. Читайте подробнее