Под парусами
Какое будущее ждет российскую ОС Sailfish
Отечественный софт признают российским, только если он будет работать под операционной системой Sailfish. С таким предложением выступил Институт развития интернета, пишут «Известия». Сейчас мобильным офисным программам, чтобы попасть в реестр отечественного ПО и претендовать на приоритет при госзакупках, нужно работать на Android или iOS. Эксперты ИРИ считают, что софт должен также подходить под российскую операционку Sailfish, которая принадлежит предпринимателю, потенциальному покупателю холдинга РБК Григорию Березкину. Может ли появиться новое требование к отечественному ПО? И как это связано с медиаактивами Михаила Прохорова? Разбирался Григорий Колганов.
Операционная система с открытым кодом Sailfish пять лет назад была стартапом финской Nokia. Ее рассматривали как конкурента Android, но успеха добиться не удалось. И в тот момент, когда речь зашла о закрытии проекта, на горизонте появился российский инвестор Григорий Березкин. По данным СМИ, владелец группы ЕСН заплатил за актив порядка $30 млн. Эксперты, впрочем, называют сумму сильно завышенной.
Институт развития интернета, председателем которого является советник президента Герман Клименко, предложил в обязательном порядке адаптировать под Sailfish весь мобильный софт, который претендует на включение в реестр отечественного ПО. Любой почтовый клиент, мессенджер или текстовый редактор из этого списка, по задумке экспертов ИРИ, должен работать не только на Android и iOS, но и на российской операционке. Она, как отмечают в Институте, единственная из отечественных, прошедшая сертификацию ФСБ. Тем не менее, перспективы появления нового требования по адаптации софта под Sailfish весьма туманны, отметил президент Фонда информационной демократии Илья Массух.
«Я думаю, что на такой шаг никто не пойдет, потому что очень сложно использовать то, чего, в общем-то, практически и нет. Такое требование будет сильно ограничивать функциональность продуктов. Одно дело — потребовать адаптировать российскую операционную систему для устройств, а другое — непосредственно ее осуществить. Для этого будет необходимо обучить людей, создать средства для установки операционки», — сказал он.
Владелец ЕСН Григорий Березкин стал активно фигурировать в новостях некоторое время назад в связи с его планами купить у Михаила Прохорова медиахолдинг РБК. Сумму сделки СМИ оценивают в $50 млн. Неделю назад появились сообщения о желании Березкина продать Sailfish за ту же сумму госкорпорации «Ростелеком». Эксперты тогда посчитали финансовые ожидания бизнесмена сильно завышенными.
Даже если отечественная операционная система станет обязательной, на ее стоимости это существенно не отразится, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, продвижение Sailfish может встретить активное сопротивление.
«В настоящий момент есть несколько противоборствующих групп чиновников. Каждая из них проталкивает свои идеи и решения. Что касается предложения ИРИ, Минкомсвязи, в отличие от игроков рынка, его поддержит, потому что продвигает Sailfish. В целом, такая мера не поможет увеличить популярность системы на рынке, там много других подводных камней и сложностей. Ее надо на что-то ставить, нужны устройства, — заметил он. — Наблюдая за тем, что делает господин Березкин, думаю, ему удастся продать этот актив. За какие деньги, это вопрос отдельный. Конечно, ОС не стоит $50 млн».
Сам Григорий Березкин опроверг информацию о планах продать Sailfish «Ростелекому». По словам бизнесмена, с этим активом «еще предстоит поработать», а переговоры с госкомпанией ведутся только о партнерстве.
По данным Минкомсвязи, в единый реестр российского ПО сейчас включены 2,8 тыс. программ. В классе «операционные системы» российские правообладатели зарегистрировали 23 продукта.