Мания исследования
На экране "Затерянный город Z"
Премьера кино
Полковник Перси Гаррисон Фосетт, последний из великих путешественников викторианской эпохи, был человеком с биографией настолько же невероятной, насколько характерной для его времени. Он служил на Цейлоне, где, по слухам, принял буддизм, выполнял задания Королевского географического общества (заодно, опять же по слухам, и британской разведки) в Марокко, увлекался теософией и спиритизмом, дружил с популярным романистом Генри Райдером Хаггардом, участвовал в Первой мировой, а главное, совершил восемь экспедиций в Южную Америку, которые принесли ему славу "амазонского Ливингстона" и послужили вдохновением для романов Конан Дойля о "затерянном мире". Во время путешествий Фосетт увлекся идеей о существовании некогда могучей древней цивилизации, центр которой конкистадоры называли Эльдорадо, а их британский последователь нарек городом Z. Поиски этого мифического города в конце концов превратились для Фосетта в манию и привели к тому, что в 1925 году он вместе со своим сыном Джеком сгинул без следа в джунглях Амазонки. За ними ринулись толпы исследователей и просто авантюристов, но никто так и не смог отыскать ни загадочный город, ни самого полковника.
Эта история легла в основу книги Дэвида Гранна "Затерянный город Z: История смертельной одержимости в Амазонии", которую переработал в сценарий, а затем сам же экранизировал Джеймс Грей, до сих пор снимавший скромные истории о жизни нью-йоркских иммигрантов — от бывшесоветских обитателей Брайтон-Бич в "Маленькой Одессе" до польской проститутки с золотым сердцем в "Иммигрантке" (в российском прокате названной "Роковой страстью").
Увы, путешествие на неизведанную территорию оказалось для Грея не только таким же бесплодным, как для его героя, но и гораздо менее захватывающим, чем можно было бы ожидать с такой богатой фактурой. Понятно, что на все приключения Фосетта даже двух с половиной часов не хватит, но Грею удивительным образом удалось сделать свой фильм одновременно затянутым и скомканным. Восемь экспедиций ужаты до трех, но каждая показана так пунктирно, что проникнуться испытаниями, выпадающими на долю путешественников,— тут и змеи, и пираньи, и насекомые, и болезни, и индейцы с луками и стрелами, и почему-то каждый раз нехватка продовольствия,— просто-напросто не успеваешь. Только вредоносные миазмы джунглей начинают подрывать исследовательский дух — а герои уже в Лондоне, живые и вполне здоровые.
Эпизод с битвой на Сомме выглядит и вовсе чужеродным, ничего не прибавляя ни к истории, ни к характеру главного героя. Здесь есть совершенно дикая встреча в окопах с русской дамой-медиумом (внезапное появление Елены Соловей), которая, очевидно, должна иллюстрировать приверженность Фосетта оккультным наукам, но поскольку ни до, ни после в фильме об этом ничего не говорится, тем, кто не знаком с первоисточником, сцена кажется случайно попавшей сюда из какого-то другого фильма.
"Затерянный город Z" вроде бы разрабатывает хорошо знакомый по книгам и фильмам сюжет о том, как представитель просвещенного Запада сходит с ума, столкнувшись с темными силами природы и ее иррациональными тайнами. Не случайно первое, что встречают в джунглях Фосетт и его спутники,— это оперный театр, организованный каучуковым плантатором. Толстый намек на "Фицкарральдо", образцовую историю безумия в джунглях, снятую Вернером Херцогом, и на его же версию поисков Эльдорадо "Агирре, гнев Божий". Однако ясноглазый Чарли Ханнэм, исполняющий главную роль, не наделен ни харизмой, ни талантом Клауса Кински, да и Грей, скажем прямо, совсем не Херцог. У них получается какой-то ""Агирре" здорового человека": Фосетт со товарищи остаются скучно нормальными в самых экзотических обстоятельствах, трудности, которые поджидают их в джунглях, носят в основном логистический характер, и даже племя каннибалов, встреченное во второй экспедиции, каннибальствует умеренно и благонравно.
Впрочем, сам Джеймс Грей настаивает, что "Затерянный город Z" — история не персональной мономании, а благородной миссии. В начале фильма Перси Фосетт больше всего фрустрирован тем, что его не принимают в свете из-за грехов отца-мота. И в свою первую экспедицию он отправляется, чтобы личными подвигами компенсировать "неудачный выбор предков". В джунглях он волшебным образом избавляется от социальных комплексов и по возвращении произносит в географическом обществе страстную речь о том, что коренные жители Амазонии вовсе не дикари, а наследники великой цивилизации. Отчаянные поиски города Z должны доказать именно эту теорию. А еще избавить людей от приверженности церковному фанатизму. А еще не пустить в джунгли американцев с оружием. Похоже, в конечном счете ни режиссер, ни экранный полковник Фосетт так и не смогли определиться, зачем же это все было нужно.