Вагоны подстроились под спрос
Ставки на грузоперевозки на Урале могут достичь 70% от норматива РЖД
Комитет по транспорту и логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) обсудил проблему увеличения ставок на грузоперевозки. За два года их стоимость увеличилась в два раза из-за уменьшения парка вагонов и повышения спроса на перевозки строительных материалов. Предприниматели выразили опасения, что ставки могут подняться до «сумасшедших 70%» от норматива РЖД.
В Екатеринбурге прошло заседание комитета по транспорту и логистике СОСПП, где грузовые операторы и предприятия области обсудили проблему повышения арендных ставок за грузовые перевозки. Причиной повышения участники называли высокий спрос в соседних областях на щебень (добывается уральскими предприятиями), а также уменьшение количества вагонов из-за их массового списания в 2014–2016 годах.
Участники заседания от Свердловской железной дороги (СвЖД) обратили внимание на значительный рост объемов перевозок строительных материалов в первом квартале 2017 года. По данным СвЖД, их погрузка выросла на 15,3% по сравнению с показателем того же периода 2016 года (до 4,7 млн тонн). «Наибольшее количество груза ушло в Сургутский регион СвЖД, Горьковской ЖД (регион Среднего Поволжья) и Западно-Сибирской ЖД. Перед строительным сезоном ожидается увеличение перевозок, при этом традиционный спад в начале года не произошел»,— рассказала заместитель начальника Территориального центра фирменного транспорта обслуживания (филиал ОАО «РЖД») Марина Тер-Оганова. Она отметила, что объемы перевозок выросли, в том числе из-за преференций ОАО «РЖД» на грузоперевозки и скидок в 50%. «Можно отметить дефицит полувагонов, связанный со списанием вагонов с истекшим сроком службы и со сверхнормативными простоями составов на подъездных путях»,— добавили в СвЖД.
По данным СвЖД, основной оператор в регионе — «Федеральная грузовая компания» (ФГК), которая с начала года перевезла более 60 тыс. полувагонов (99% от перевозок в регионе). На апрель 2017 года потребность предприятий в вагонах на свердловской магистрали составила 32 тыс. вагонов, из них ФГК может обеспечить лишь 22 тыс. вагонов. «Насколько мы будем обеспечены в преддверии строительного сезона, и какие вы цены нам пообещаете к этому времени?» — поинтересовались предприниматели у компании-перевозчика. Кто-то из присутствующих засмеялся, однако представили СОСПП продолжили: «Вот вам смешно, а мы к этому очень серьезно подходим».
Как рассказал заместитель директора Екатеринбургского филиала ФГК Владимир Черных, за первое полугодие 2017 года компания увеличила грузовые перевозки в полувагонах на 33%, доля на СвЖД выросла на 11%. «Мы понимаем, что нельзя бесконечно увеличивать свое присутствие на дороге. Наш предел — предоставлять 22–25 тыс. грузовых вагонов в месяц. Больше мы физически не сможем. Поэтому мы честно говорим о том, что сейчас идет опасная тенденция, когда предприятия соперничают друг с другом для того, чтобы операторы их обслужили», — пояснил он. Он добавил, что в этой ситуации предприятия, нуждающиеся в грузоперевозках, сами «загоняют себя в угол», поднимая цены на использование вагонов. «Потом они возмущаются, что грузоперевозки в стране удорожали в два раза. Два года назад цена на вагон в сутки была 420 руб., сейчас она более 1 тыс. руб.»,— отметил господин Черных. «Я считаю, что уровень ставки в 45–50% (от норматива РЖД) вполне устроит рынок. Однако сейчас мы видим у некоторых грузоотправителей повышение до 60%»,— заключил Владимир Черных. Другие участники рынка подтвердили его слова, отметив, что грузовые операторы, ориентируясь на ФГК, повышают стоимость своих услуг на 5–10% к ставке компании.
«Несмотря на то, что рынок сейчас готов платить 60%, ставки могут вырасти до 70%, и не факт, что на этом рост остановится. Эти цифры просто сумасшедшие, но осуществится ли прогноз, покажет рынок»,— выразил опасения председатель комитета по транспорту и логистике СОСПП Сергей Мазуркевич. Он добавил, что необходимо выработать стратегию понижения существующих ставок.
Представители ассоциации «Карьеры Евразии» (объединяет основных грузоотправителей региона) предложили подготовить обращение на имя президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова, в котором будут собраны возможные меры. По итогам заседания участники предложили операторам выделять на перевозку строительных грузов часть вагонов, занятых на перевозках угля. Также клиентов ФГК предложили перевести на торговую площадку «Грузовые перевозки» (ставки на апрель составили 43%), оператором которой является ОАО «РЖД».