Василий Шихалев: «Удалось не только удержать экономику, но и подрасти»
— интервью —
За прошлый год, несмотря на сложную экономическую ситуацию, Хабаровский край добился прироста ВРП, а сделанные правительством региона ходы уже в начале нового года начали формировать позитивную новостную повестку. Это и обретение нового собственника заводом «Амурметалл», и обеспечение заказами судостроительных мощностей. С оптимизмом региональные власти смотрят и на проекты в лесной сфере, включая судьбу предприятия «Аркаим». О том, какая работа стояла за очевидными событиями и что предстоит сделать на перспективу, беседуем с первым заместителем председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Василием Шихалевым.
— Василий Михайлович, что вы считаете главным событием экономической жизни края в 2016 году? И какая главная задача экономического блока правительства края на 2017-й?
— Год был достаточно насыщенным на события, поэтому выделить главное не просто. Одной из главных задач на 2016 год для края было «развертывание» мер федеральной повестки, направленных на опережающее развитие регионов ДФО. Это распространение режима Свободного порта на территорию края, реализация программы «Дальневосточный гектар», реализация долгосрочного плана развития Комсомольска-на-Амуре, первые резиденты ТОСЭР приступили к выпуску продукции.
Кроме того, крайне важным являлось достижение запланированных индикаторов и выполнение задач, обозначенных «майскими» указами президента России. Мы очень плотно работали над выполнением плана устойчивого развития экономики Хабаровского края в этих сложных условиях, над достижением социальной стабильности. Принятый правительством края стабилизационный план включает 51 мероприятие с общим объемом финансирования за счет краевого бюджета 13,4 млрд руб. Нам удалось не только удержать экономику на достигнутом уровне, но и подрасти в прошлом году. Обеспечен рост валового регионального продукта на 1,8 %, промышленного производства — на 2,4%, причем по обрабатывающим производствам — на 5,9 %. Достигнут низкий уровень безработицы — 1,03 %. Собственные налоговые и неналоговые доходы увеличились на 10,3 млрд руб., или на 13,8%.
Ключевой задачей на 2017 год является экономический рост. Мы поставили себе задачу обеспечить рост экономики не менее чем на 2,8 %, промышленного производства на 3,6 %.
Но для нас важен вопрос не только и не столько положительных показателей на текущий год. Принципиально нам требуется перевести экономический рост в устойчивый режим. За короткий срок президентом страны, правительством России приняты очень серьезные меры по поддержке экономического развития Дальнего Востока. Для того чтобы эти меры приобрели плановое начало в их реализации на территории края, мы совместно с Минвостокразвития разработали комплексный план экономического и демографического развития Хабаровского края до 2025 года
В основу плана заложено формирование пяти центров развития — Хабаровская агломерация, агломерация «Комсомольск-на-Амуре—Амурск—Солнечный», Ванино—Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел, Верхнебуреинский, Николаевский, их инфраструктурное обеспечение, поддержка отраслей специализации. Особое внимание в плане уделено мерам по привлечению и закреплению населения.
— Как вы в целом охарактеризуете инвестиционный климат в крае?
— Инвестклимат — бесспорно важнейший блок работы правительства. Подходы к оценке инвестклимата разные, но сейчас эта работа заметно конкретизировалась. Президентом России определены 12 приоритетных направлений совершенствования делового климата, так называемые целевые модели, их как раз 12. В них четко прописаны: сроки, стоимость, количество процедур, персональная ответственность исполнителей. Ключевой аспект в реализации целевых моделей — это контроль за достижением целевых показателей со стороны предпринимательского сообщества.
Надо отметить — в целевых моделях и дорожных картах к ним сформулированы непростые задачи, которые определены в целом для России. Дальневосточным регионам вписаться в эти критерии достаточно сложно. Мы над этим работаем, хотя и понимаем, что не совсем корректно уравнивать в условиях хозяйствования наши регионы с западными. Однако мы живем в одном экономическом пространстве, в одной стране. Сделано немало. Например, за два года работы нам удалось сократить сроки получения разрешения на строительство в два раза, а подключения к электросетям — в 1,4 раза. Развиваем предоставление услуг для бизнеса по принципу «одного окна», в прошлом году открыли два специализированных «МФЦ для бизнеса» в Комсомольске и Чегдомыне. В планах открытие подобного центра в Ванинском районе. Развиваем сотрудничество с федеральными институтами финансовой поддержки бизнеса, заключили соглашение с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», что открыло доступ предпринимателей к льготным кредитам и гарантиям, услугам Корпорации через МФЦ. В ближайший месяц планируем открыть Центр поддержки предпринимательства Хабаровского края, который объединит под одной крышей краевые агентства, центры, фонды поддержки предпринимателей. Своеобразный краевой МФЦ.
Мы разработали для малого бизнеса новые актуальные продукты. Например, микрозайм «Тендерный» для краевых участников закупок или «Моногород» для повышения предпринимательской активности в удаленных поселках Чегдомын, Эльбан. Сейчас подготовили льготный продукт для владельцев дальневосточного гектара. Наша задача ведь не просто раздать землю, но и позаботиться, чтобы люди эти гектары брали, осваивали, обустраивали. Для этого нужны финансы.
— В начале года вы подписали соглашение и «дорожную карту» сотрудничества с «ФК Открытие». Руководство банка утверждает, что в документе содержится конкретный перечень мероприятий. О чем конкретно договорились с «Открытием», какие проекты банк намерен финансировать?— Банк занимает активную позицию в развитии услуг для малого и среднего бизнеса, является партнером МСП Банка, уполномоченным банком «Корпорации МСП». Поэтому одним из основных направлений является финансовая поддержка и обучение — как малого бизнеса, так и работающих с ним представителей органов власти. Чтобы субъекты процесса друг друга понимали, находили способы совместной работы, создания продуктов, приемлемых для малого бизнеса.
Банк «Открытие» увидел, что мы готовы работать в рамках соглашения, приняли конкретную дорожную карту, определили мероприятия, которые необходимы для создания условий, чтобы предприниматели, жители края моги воспользоваться инструментами этой финансовой организации. Например, мы подробно расписали — где, в каких точках Хабаровского края нам нужно поставить банкоматы и терминалы. Они нужны для людей и предпринимателей, но не везде выгодны банкам. Человек, который живет в населенном пункте с населением 500-600 человек, не виноват, что банку там работать нерентабельно. Поэтому мы призываем работающие в крае банки принимать конкретные шаги для развития территорий. «Открытие» откликнулись, кстати, у нас есть соглашение со Сбербанком, Почта-Банком. Будем эту работу проводить и с другими финансовыми организациями в рамках таких соглашений, учитывающих интересы территории.
— Одна из самых позитивных новостей начала года — обретение заводом «Амурметалл» нового собственника в лице компании «Торэкс». Как оцениваете планы нового владельца, считаете ли их реалистичными?— Здесь следует сказать огромное спасибо вице-премьеру Правительства России полномочному представителю президента Юрию Трутневу, который много занимается этим вопросом. Большую работу провел и проводит губернатор Вячеслав Шпорт, которому удалось убедить инвесторов и кредиторов предприятия найти точки соприкосновения.
Договор купли-продажи имущественного комплекса подписан между ОАО «Амурметалл» и ООО «Торэкс-Хабаровск» 7 марта. Расчет по нему будет произведен в течение 30 дней с момента подписания. Новый собственник ведет инвентаризацию имущества и активов. Идет, скажем так, процесс вхождения в ситуацию на заводе, процесс оформления права собственности, нащупывания реального рынка. С 1 марта «Амурметалл» ведет свою хозяйственную деятельность в рамках договора подряда на переработку давальческого сырья для «Торэкса».
Инвестор планирует создание дальневосточного металлургического комплекса «Амурсталь», правительство края направило в Минвостокразвития документы по включению этой площадки в ТОСЭР «Комсомольск». Проект предполагает два этапа. На первом, в 2017-2018 годах, запланировано приобретение оборудования и мощностей ликвидируемого предприятия, возобновление производства с выходом на 750-800 тыс. тонн жидкой стали в год. Затем, с 2018 по 2019 год — модернизация производства для выпуска спецсталей, в том числе в расчете на судостроение. Выпуск продукции должен вырасти до миллиона тонн в год.
Самая главная задача для правительства края, мы с представителями «Торэкса» об этом договорились сразу, — сохранение рабочих мест. Это очень важно для Комсомольска-на-Амуре, ведь на заводе работают более трех тысяч человек, это очень большое предприятие по меркам Дальнего Востока. В любом случае, определить номенклатуру товаров, выбрать стратегию сбыта и поставок сырья — это вопросы бизнеса. Наша задача — чтобы предприятие работало, имело пакет поддержки для развития, было конкурентоспособным, сохраняло рабочие места и приемлемый уровень заработной платы.
• Завод «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре находится в процедуре банкротства с 2013 года, производственные мощности завода недозагружены, предприятие испытывает острую нехватку оборотных средств. С 2015 года имущество завода пытались продать «единым лотом», в этом году «Амурметалл» приобретен за 2,5 млрд руб. структурой, входящей в группу компаний «ТОРЭКС» . ГК осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Сахалинской областях. Является резидентом ТОР «Хабаровск» с проектом металлургического мини-завода стоимостью 4,7 млрд руб.
— В прошлом году глава Сахалина Олег Кожемяко посещал Хабаровский судостроительный завод и были достигнуты договоренности о постройке двух судов для перевозок между Сахалином и Курилами. Власти островного региона по-прежнему готовы разместить заказы в Хабаровском крае? Как вы вообще оцените ситуацию в судостроении?
— Нужно учесть, что с текущим уровнем заказов Амурский судостроительный завод загружен на 23%. Сейчас идет проработка новых контрактов с Минобороны, два контракта в общей сумме на 9,9 млрд рублей заключены на строительство паромов для переправы Ванино—Холмск. Сложнее с загрузкой Хабаровского судостроительного завода.
Сейчас на заводах края «Объединенная судостроительная корпорация» ведет большую программу модернизации, потому что наши технологии должны быть конкурентоспособны. Мы понимаем, что предприятия центральной и западной России уже прошли этап технического перевооружения, там другие стартовые условия были. Краю тяжело с ними конкурировать, и наш губернатор не раз поднимал вопрос о поправочных коэффициентах, которые бы учитывали условия работы на Дальнем Востоке, все нюансы, связанные с расстоянием, географическим положением. Даже уровень оплаты труда здесь совсем другой!
Сейчас эта работа ведется, но сказать, что решим все вопросы за 2017 год, будет поспешным. Задача сохранить и развивать производство есть. В ноябре 2016 года на Сахалине прошла рабочая встреча представителей министерства промышленности и транспорта края, руководителей судостроительных предприятий края и проектных организаций с губернатором Сахалина Олегом Кожемяко. В ходе встречи представлен предварительный проект грузопассажирского судна, который вызвал интерес потенциальных заказчиков. В начале этого года также прошел ряд встреч. В результате разработана «дорожная карта», которая предусматривает заключение контракта с использованием лизинговой схемы.
В свою очередь, правительство Сахалинской области под строительство судов докапитализировало лизинговую компанию АО «Сахалинлизингфлот» на 4 млрд рублей. Сейчас они определяются с лизингополучателем. Утверждено техзадание на проектирование судна и подготовлен проект контракта между АО «Сахалинлизингфлот» и АО «Хабаровский судостроительный завод». Ориентировочная цена контракта составляет 3,6 млрд рублей.
Кроме того, в ноябре 2016 года мы представили правительству Сахалина возможности Амурского судостроительного завода по строительству крупнотоннажных судов. Итог вам известен — в декабре прошлого года подписан контракт между ПАО «Амурский судостроительный завод» и ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» на строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов для работы на линии Ванино—Холмск.
— На протяжении 2016 года шла активная дискуссия о так называемых «квотах под киль» и строительстве судов для рыболовного флота. Хабаровский край рассчитывал на большой пул заказов, сегодня уже известны контуры проекта?
— В феврале на заседании правительственной подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока под председательством Юрия Трутнева даны поручения Минпромторгу, Минсельхозу, Минвостокразвития доработать проекты нормативных актов и разработать «дорожную карту» проекта. В проектах НПА учли ряд предложений правительства края. В частности — дополнить перечень учитываемых в «инвестиционных квотах» водных биоресурсов крабами различных видов. Также учтено предложение Вячеслава Шпорта по применению повышающего коэффициента в размере 1,2 для дальневосточных верфей. Он будет учитываться в конкурсной документации, потому что сравнивать один к одному ценовые условия предприятий в Ленинградской области и у нас — неправильно. Так вот, согласно проекту сводного плана, планируется разместить заказы на строительство 16 рыбопромысловых судов на АСЗ и 37 единиц на ХСЗ.
• Новый механизм распределения с 2018 года квот на добычу водных биоресурсов предусматривает, что 15% из общего объема будут бесплатно предоставляться предприятиям, разместившим на российских верфях заказы на строительство новых судов. Еще 5% будут распределяться предприятиям, вложившимся в развитие береговой переработки. Минпромторг сформировал проект сводного плана для размещения заказов, в котором перечислены заводы, на которых рыбакам предлагается строить флот.
— Что сейчас происходит с компанией «Аркаим»?— «Аркаим» предприятие уникальное для Дальнего Востока. Если его запустить на проектную мощность, для экономики Хабаровского края это будет результат, который соответствует сегодняшним показателям работы всей лесной отрасли региона. Сегодня, благодаря последовательной позиции губернатора, нам удается не только сохранить рабочие места, производство, — мы приблизились к взаимопониманию с основным кредитором, ВЭБом, по подписанию мирового соглашения. На прошедшем в феврале 2017 года совещании с «Внешэкономбанком» принято решение о подготовке плана мероприятий, в том числе финансовой модели, для заключения мирового соглашения.
В июне прошлого года заключено соглашение с Народным правительством провинции Цзилинь (КНР) о сотрудничестве, в соответствии с документом ведется работа по созданию совместного российско-китайского предприятия «Аркаим—Цзиньда». Сегодня, несмотря на финансовые трудности, деятельность «Аркаима» продолжается. По итогам 2016 года произведено 168,0 тыс. кубометров пиломатериалов, это 110% к уровню 2015 года. 110,0 тыс. тонн топливных гранул, или 130% к 2015 году.
Хочу добавить, что большинство проблем, с которыми сталкиваются проекты по глубокой переработке древесины, упираются в одну и ту же стену. Причина простая, абсолютно — нехватка финансовых ресурсов. Хоть нам и говорят, что не хватает интеллектуальных предложений, мыслей, а денег полно это не так. Потому что мы прошли этот путь. Есть хорошие предложения, но мы же видим, какие ставки по кредитам на финансовом рынке. Для реального сектора экономики – это крайне жесткие условия. Вот и по «Аркаиму», мы не можем выйти на проектные мощности по одной причине — отсутствие доступных финансовых ресурсов.
— Чем закончилась история с проектом целлюлозного завода компании «Монолог»?
— Сегодня в крае уже созданы мощности по производству сухих и клееных пиломатериалов, мы можем производить шпон и фанеру и даже начали поставлять продукцию высокой степени переработки на китайский рынок. Следующая стадия, которая необходима для комплексной переработки древесины — это химическое производство. Вопросом создания в крае целлюлозного производства мы занимаемся давно, начинали еще с «Дальлеспромом», затем появился «Монолог». Этой компанией многое сделано в плане проработки проекта. Но ее зарубежные инвесторы так и не приняли решение строить завод, поскольку, по их оценкам, не увидели возможности загрузки предприятия сырьем. Для нас это может показаться странным, ведь край богат лесными ресурсами, но у иностранных инвесторов другой подход. Им необходимо не менее 60% собственного сырья. Мы хоть и предоставили им лесные участки, но иностранцев это не удовлетворило. Из-за проблем с привлечением финансов «Монолог» отказался от проекта.
В марте на встрече Юрия Трутнева и Вячеслава Шпорта обсуждались перспективы строительства целлюлозного комбината в Амурске с руководством китайской China Paper Corporation. Компания из КНР с конца прошлого года ведет переговоры с RFP Group об участии в проекте, ориентировочная стоимость — более $1 млрд, мощность — 500 тыс. тонн хвойной целлюлозы в год. Намерения по созданию ЦБК подтверждает и RFP Group. В качестве господдержки инвесторы могут рассчитывать на льготы в рамках ТОСЭР «Комсомольск».
— На Восточном форуме презентовался проект компании «Амур Минералс» по разработке месторождения «Малмыж». Однако новостей по «Малмыжу» нет. Не значит ли это, что компании не удалось найти соинвесторов?
— Малмыж относится к участкам недр федерального значения, что накладывает некоторые условия на допуск иностранных компаний. Правительство России в прошлом году предоставило ООО «Амур Минералс», компании со стопроцентным иностранным капиталом, разрешение работать на этом участке недр. Сейчас компания ведет разведку, к 2022 году предусматривается строительство горно-обогатительного комбината мощностью 113 тыс. тонн меди, 2,3 тонны золота в год. В рамках проекта планируется более 85 млрд рублей инвестиций, из которых уже освоен 1 млрд рублей. Пока необходимы большие вложения, чтобы провести оценочные мероприятия, утвердить запасы, поставить на государственный баланс. Когда все это будет сделано, а инвестиционный проект упакован, — тогда не надо искать инвесторов, в очереди будут стоять, проситься! Стучу по столу, пока у нас нет плохих новостей по Малмыжскому проекту.
— Хабаровский край является единственным в России регионом, где ведется добыча олова. Какую поддержку отрасли оказывают власти края?
— На территории края разрабатываются два оловорудных месторождения, Правоурмийское в Верхнебуреинском районе и Фестивальное в Солнечном районе. В сентябре 2016 года запущена и вышла на проектную мощность Солнечная обогатительная фабрика с переработкой около 350 тонн оловосодержащей руды в сутки. На руднике Молодежный ведется добыча, организована перевозка руды на Солнечную фабрику — около 550 тонн в сутки. За прошлый 2016 год произведено 33 тонны олова в концентрате. Всего компанией «Русолово», которая входит в холдинг «Селигдар», в 2016 году произведено 627 тонн олова. Это на 8,6% выше уровня 2015 года. В 2017 году планируется произвести 800 тонн олова в концентрате, то есть на 27,6% выше уровня 2016 года.
Сейчас правительство края сопровождает инвестпроект создания ГОКа на Правоурмийском месторождении, включенный в перечень приоритетных инвестпроектов. Проекту требуется поддержка на инфраструктурные объекты. Это автодорога и ЛЭП от станции Сулук ДВЖД до промышленной площадки будущего ГОКа. Также прорабатывается вопрос с правительством России о продлении нулевой ставки НДПИ при добыче кондиционных руд олова на территории ДФО до 2022 года. Это позволит довести уровень добычи олова в концентрате в крае до 5 тыс. тонн.