КрАЗ на пороге эры «зеленого» алюминия
РУСАЛ может первым в мире перейти на высокоэкологичную технологию инертного анода в выплавке алюминия – побочным продуктом производства вместо углекислого газа тогда станет кислород. Революционный прорыв должны осуществить инженеры Красноярского алюминиевого завода (КрАЗа) и РИКА, собственного научного центра РУСАЛа в Красноярске, которые за последние годы уже добились снижения выбросов предприятия более чем на треть.
Год экологии, объявленный в России, ознаменовался на Красноярском экономическом форуме подписанием экологической хартии, которая закрепила намерения по защите окружающей среды, как со стороны властей региона, так и со стороны крупнейших промышленных предприятий. Одним из инициаторов документа стала и компания РУСАЛ, взявшая на себя обязательство снизить выбросы на своих заводах, расположенных в крае, а также вложить до конца 2017 года более 1,2 млрд руб. в экологические проекты, в том числе в высадку около тысячи деревьев в Красноярске.
На форуме гендиректор РУСАЛа Владислав Соловьев выступил с презентацией масштабной экологической программы Красноярского алюминиевого завода, который является не только крупнейшим в структуре компании производителем, но и внедряет наиболее передовые технологии, в том числе готовится к переходу на уникальную систему инертного анода, которая исключает выбросы в атмосферу углекислого газа. В ходе общения с блогерами и журналистами главе компании пришлось основное время посвятить развенчанию тех мифов, которые возникли в среде экологических активистов.
Объемы и выбросы
Наиболее часто звучащее обвинение против КрАЗа то, что завод якобы выпускает продукции в разы больше, чем это планировалось изначальным проектом . В реальности за последние более чем 30 лет объемы производства на заводе не выросли и на треть – по официальным данным советской статистики, в 1985 году предприятие выпустило 780 тыс. тонн алюминия. Начиная с 2007 года,т.е. последние десять лет КрАЗ производит около миллиона тонн металла в год и не планирует в ближайшей перспективе наращивать эти объемы. В том числе и потому, что для этого в городе нет свободных мегаватт энергии.
Но даже такой рост производства, по словам Владислава Соловьева, в любом случае не мог привести к росту выбросов, поскольку, в отличие от советского периода, с начала 2000-х на КрАЗе реализуется масштабная экологическая программа.
«Уже к 2008 году нами, например, были построены новые газоочистные установки, что обеспечило максимальный уровень улавливания фторидов. Электролизёры переведены на технологию сухого анода. За несколько лет в полтора раза были сокращены выбросы фтористого водорода, в 2,7 раза – выброс смолистых веществ, в 2,5 раза упали выброс бензопирена», – перечислил гендиректор РУСАЛа достижения красноярских металлургов на встрече с блогерами и журналистами в рамках КЭФа.
На втором этапе технологической модернизации на заводе в 2009 году стартовал проект «Экологический Содерберг», который соответствует самой современной мировой технологии производства алюминия – обожженного анода. Сейчас более половины электролизеров предприятия переведены на работу «Экологического Содерберга», завершить этот этап модернизации планируется к 2020 году, и тогда только по выбросу фторидов это даст снижение на 75%. Кстати, апробированную на красноярском заводе технологию теперь планируется тиражировать на заводах РУСАЛа в Новокузнецке, Братске и Иркутске. И особой гордостью металлургов является то, что экологический электролизёр КрАЗа вошёл в сборник наилучших доступных технологий для алюминиевой промышленности, зарегистрированный в РосСтандарте.
В итоге снижение валовых выбросов к 2018 году составит 39% в сравнении с 2004 годом, когда на заводе начиналась экологическая программа. По сравнению с 1985 годом они упали в два раза. При этом предприятие, ставя целью и дальше снижать выбросы, продолжает ежегодно вкладывать по миллиарду рублей в экологические мероприятия.
Закрытые задвижки и «режим прекращения выбросов»
Также среди доводов экологических активистов, да и в жалобах на качество воздуха со стороны рядовых горожан, звучит информация о том, что, якобы, КрАЗ увеличивает выбросы в ночное время – за счет усиленных залпов. А системы газоочистки закрываются по соображениям экономии электроэнергии.
В действительности задвижки в системе газоочистки закрыть нельзя по технологическим причинам – в корпусе электролиза возникнет такая концентрация выбросов, что это приведет к ожогу роговицы глаз у работников. Иллюстрируя этот контраргумент, Владислав Соловьев привел пример чрезвычайной ситуации на Иркутском алюминиевом заводе, когда там понадобилось резко сократить потребление электроэнергии, и газоочистку решено было временно отключить, но уже совсем скоро ее включили обратно, потому что рабочие физически не могли войти в корпус, а электролизеры на обожженном аноде «задыхались» из-за концентрации выбросов. «Отключать газоочистку невозможно именно по технологическим причинам. Да и сэкономить на этом не получится – основное потребление электроэнергии происходит за счет электролизеров, которым нужны тысячи киловатт. Так что газоочистка берет на себя не более 5% от всего энергопотребления завода. Зато, если ее отключить, потом придется чистить фильтры от выбросов, к тому же прекратится возврат фтористого алюминия и криолита в производство. У нас просто даже не предусмотрен такой вариант, и мы его не прорабатываем», – рассказал Владислав Соловьев.
Прокомментировал гендиректор РУСАЛа и утверждение о том, что чистое небо в городе появляется именно в те дни, когда проходят какие-либо важные мероприятия, особенно во время визита первых лиц государства. Якобы, это связано с тем, что власти города и края дают указание крупным предприятиям избегать выбросов в эти дни, и, если это происходит, значит, и в остальное время выбросы могли бы быть ниже – не хватает только административного давления власти.
По словам директора РУСАЛа, руководство КрАЗа никогда не получало никаких указаний на этот счет, да и при всем желании не смогло бы повлиять на технологические процессы так, чтобы остановить выбросы на несколько суток или одномоментно резко снизить их. Такое возможно только за счет внедрения новых технологий, но не за счет командно-административных решений.
Кто же основной загрязнитель?
Алюминиевый завод ожидаемо находится под прицелом критики со стороны экологических активистов, поскольку является крупнейшим в Красноярске действующим промышленным предприятием. Однако, благодаря эффективным экологическим программам, оценка его воздействия на окружающую среду меняется с каждым годом, хотя кто-то по-прежнему называет завод едва ли не самым главным загрязнителем городского воздуха.
Замеры выбросов показывают, что это давно не так. Например, концентрация бензапирена в воздухе Советского района, где расположено предприятие, заметно ниже, чем, например, в Центральном районе. Очевидно, что выбросы в центре, где нет крупных работающих заводов, образуются в основном за счет автомобильных выхлопов и испарений от плавящегося летом асфальта. В районе КрАЗа дорог и машин гораздо меньше, поэтому даже в сочетании с выбросами предприятия концентрация бензопирена там ниже.
Исследующие экологию красноярские ученые обращают внимание также на то, что за последние годы в городе кардинально поменялась высотность застройки в жилых кварталах и сама планировка этих кварталов, – это негативно повлияло на продуваемость улиц и дворов, а значит, ухудшение экологической обстановки опять же не связано с КрАЗом, от которого ветер мог бы принести выбросы.
В то же время в городе работает множество мини-котельных, которые не проводят никакой экологической модернизации, и идущий от них дым в безветренные дни скапливается посреди Красноярска. В частном секторе, где нет централизованного отопления, люди по-прежнему пользуются печным, что с трудом себе можно представить в той же Москве или другом крупном городе, где не менее остро стоят проблемы экологии.
КрАЗ можно вынести за пределы Красноярска?
Идея переноса КрАЗа на несколько десятков километров от черты города действительно довольно часто звучит в экологических дискуссиях красноярцев. Основана она на том, что в 60-е годы, когда завод строился, его якобы собирались разместить на более безопасном расстоянии. Собственно, так и разместили, но за прошедшие полвека сам город неимоверно разросся, в том числе придвинулся вплотную к заводу.
В любом случае РУСАЛ не рассматривает даже гипотетическую возможность переноса завода. Для Красноярска это обернется потерей нескольких тысяч рабочих мест (в очереди желающих устроиться на КрАЗ сегодня стоит еще 1,6 тыс. человек), а вот станет ли это радикальным решением экологических проблем, большой вопрос. В случае с тем же бензопиреном, очевидно, нет.
Технологическая долина
Целый комплекс опасений и негативных прогнозов возник в общественном пространстве Красноярска после того, как пару лет назад власти края анонсировали создание в городе так называемой алюминиевой, или технологической, долины. Возникли предположения о том, что создание новых промышленных предприятий, которые предусмотрены проектом, принесет дополнительную нагрузку на экологию города.
На самом деле проект предусматривает в первую очередь создание особой экономической зоны (ОЭЗ) для производств, которые не связаны с обилием вредных выбросов. Это предприятия, занятые отливкой автомобильных колес, выпуском фасадных конструкций, – технология этих производств построена на прокате, литье, прессовке. На экологии города развитие этих предприятий никак не скажется.
Создание «технологической долины» необходимо, чтобы предприятия среднего бизнеса получили льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, а самое главное – по налогу на ввозимое в страну новое оборудование. Реализация планов по созданию в Красноярске ОЭЗ не повлияет на увеличение выпуска алюминия на КрАЗе, зато вписывается в стратегию РУСАЛа по наращиванию производства продукции с добавленной стоимостью: в 2017 году красноярский завод доведет долю такой продукции до 40 % в общем объеме своего производства (в 2009 году она занимала всего 13,8 %).
Инертный анод
Наиболее революционным для КрАЗа – как в деле заботы об окружающей среде, так и в плане рентабельности производства – может стать 2021 год. К этом периоду завод уже закончит переход на технологию «Экологический Содерберг» и вплотную приступит к программе внедрения уникальной технологии инертного анода – при ее применении в процессе получения алюминия вместо углекислого газа побочным продуктом является кислород. По примерным подсчетам, один электролизер, работающий на инертном аноде, сможет производить столько же кислорода, сколько производят 70 гектаров леса.
Фактически это означает, что нагрузка КрАЗа на окружающую среду снизится в разы. Себестоимость производства упадет на 10%, а капитальные затраты снизятся на 30%, поскольку инертный анод практически не требует замены.
Сейчас на КрАЗе идет отладка использования инертного анода, по этой технологии работает только один электролизер, и пока с ним возникают проблемы, в том числе связанные с недостаточной чистотой получаемого алюминия. В ближайшие четыре года красноярские ученые, задействованные на проекте, надеются их решить и в 2021 году оборудовать инертными анодами уже целый корпус. Таких технологий пока нет ни у кого в мире, и красноярский завод может стать первопроходцем эпохи «зеленого» производства алюминия.
Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский:
«У РУСАЛа есть ясное понимание, что без изменений, без большой программы экологического улучшения компания не сможет повышать свою эффективность, не сможет продвигать свою продукцию на рынке, поэтому совместно мы будем реализовывать эту программу деятельности и впредь»
Гендиректор РУСАЛа Владислав Соловьев:
«Нас не пугают финансовые затраты, когда речь идет об экологии, снижении выбросов: любые объемы финансирования можно разбить поэтапно и потихоньку двигаться к цели. Главное – понимать, что это должно быть выполнимо технически, но такое решение не всегда есть.Я спрашиваю у экологических активистов : «Ну, хорошо, вы привлекли внимание к проблеме, а делать-то что? Остановить производство и выгнать всех работников на улицу?» Надо вместе искать приемлемые решения, и нас нельзя упрекнуть в том, что мы их не ищем»
КрАЗ – крупнейшее предприятие РУСАЛа по объему производства, в 2016 году выпустило 1 024 тыс. тонн алюминия. Занимает на рынке этого металла 27,6 % в России и 2 % в мире (продукция поставляется в страны Азии, Европы, Африки, Америки). С 2007 года объем производства не наращивается и остается на уровне 1 млн тонн в год. На предприятии работает 4,2 тыс. сотрудников, также в производственных процессах задействовано 5,5 тыс. сотрудников подрядных организаций