Афганская война слов
Россия и США не поделили безопасность в Центральной Азии
Конфликт в Афганистане, который в начале 2000-х годов сблизил Россию и США и заставил их действовать как ситуативных союзников, снова становится одним из главных раздражителей в отношениях двух сверхдержав. Новым подтверждением этого стало вчерашнее заявление главы Службы внешней разведки (СВР) Сергея Нарышкина, обвинившего США в "ни с кем не согласованной демонстрации силы" — так он охарактеризовал недавнее применение Пентагоном в Афганистане сверхмощной "матери всех бомб". Вашингтон предъявляет Москве еще более серьезные обвинения в том, что она "дестабилизирует обстановку в Афганистане", якобы продавая оружие талибам, с которыми сражаются правительство в Кабуле и возглавляемая США международная коалиция.
Война слов между Москвой и Вашингтоном, разгоревшаяся после использования американскими военными в Афганистане сверхмощной бомбы и обвинения России в тайных поставках оружия талибам, стала одной из центральных тем завершившейся вчера в Москве 6-й Международной конференции по безопасности.
Многочисленные жесткие заявления российских представителей перед закрытием форума суммировал глава СВР России Сергей Нарышкин, подтвердивший наличие серьезных разногласий между Москвой и новой администрацией США в отношении афганского конфликта.
Коснувшись использования американскими военными в Афганистане "матери всех бомб", которая, по версии Пентагона, была призвана нанести удар по боевикам группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), господин Нарышкин выразил сомнение в том, что эта акция достигнет декларируемых целей. "Все, что мы пока наблюдаем в Афганистане,— это факты ни с кем не согласованной демонстрации силы, подобные взрыву сверхмощной бомбы",— заявил он.
В свою очередь, открывавший московскую конференцию глава МИД РФ Сергей Лавров обвинил американских военных в "распространении лживых непрофессиональных заявлений", парировав адресованные Москве обвинения в том, что она якобы тайно поставляет оружие талибам.
Начальник же главного разведуправления (ГРУ) Генштаба ВС РФ Игорь Коробов в своем выступлении обвинил американцев в том, что террористов в Афганистане они так и не победили и, долгие годы находясь в этой стране, фактически "оставили афганцев лицом к лицу со сложными внутриполитическими проблемами, разрушенной экономикой, неразвитой социальной сферой и многократно выросшим наркотрафиком". "Достигнуты ли цели, которые изначально ставились операцией (США.— "Ъ")? Сегодня мы видим, что нет. И по многим показателям ситуация даже ухудшилась",— заявил военный. Напомнив, что центральному правительству Афганистана противостоит сегодня не только движение "Талибан", но и боевики ИГ, Игорь Коробов сообщил: в 2016 году в Афганистане погибли более 10 тыс. военнослужащих и более 11 тыс. мирных жителей.
Глава ГРУ признал, что в ближайшее время ситуация в Афганистане не нормализуется, однако на вопрос директора Центра АСТ Руслана Пухова, имеет ли смысл в сложившихся обстоятельствах увеличивать военную помощь и расширять поддержку властям в Кабуле, ответил, что Россия всегда поддерживала центральное правительство в Афганистане и будет делать это впредь. Американцев и их союзников Игорь Коробов при этом упрекнул в том, что они, "декларируя, насколько опасно оставить афганское правительство один на один с экстремистами, принимают меры по сохранению своего военного присутствия (в Афганистане.— "Ъ") на длительную перспективу".
Резкому изменению тона еще недавно в целом спокойных и примирительных высказываний российских должностных лиц в адрес американских коллег предшествовали сразу несколько шагов, предпринятых Белым домом и Пентагоном в последние недели на афганском направлении.
Так, посетивший Москву с первым визитом новый госсекретарь США Рекс Тиллерсон не принял приглашение прислать американских представителей для участия в Международной конференции по Афганистану, прошедшей в российской столице 14 апреля. При этом не согласованное с Россией использование Пентагоном сверхмощной бомбы произошло в день открытия конференции, которую в Вашингтоне проигнорировали, сочтя малозначительным событием.
После этого в Кабуле с интервалом в несколько дней побывали советник президента США по национальной безопасности генерал Герберт Макмастер и новый министр обороны Джеймс Мэттис. Они обвинили Москву в тайных поставках оружия талибам, сражающимся против правительства в Кабуле. К этим обвинениям присоединился командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Джон Николсон.
Таким образом, через неполные сто дней после вступления в должность президента Дональда Трампа его афганскую повестку практически полностью сформировали генералы, занимающие наиболее жесткую позицию по отношению к Москве. Ни один из представителей предыдущей администрации в Вашингтоне не выдвигал России столь серьезных обвинений, как тайная поддержка талибов, в то время как сотрудничество с Москвой в период правления президента Обамы имело для коалиции США и НАТО в Афганистане немаловажное значение.
Отказ представителей США и НАТО от участия в Международной конференции по безопасности, еще одном форуме, проходившем под эгидой Москвы, стал новым признаком нарастающего кризиса доверия между Россией и США по Афганистану. Конфликт в этой стране, который в начале 2000-х годов сблизил Россию и США и заставил их действовать как ситуативных союзников, снова становится одним из главных раздражителей в отношениях двух сверхдержав.