Руслан Байсаров зовет ОАО РЖД в дорогу
Стороны обсуждают концессионный проект
Как стало известно "Ъ", ТЭПК Руслана Байсарова, владеющая лицензией на крупное Элегестское угольное месторождение в Туве, намерена создать концессию с ОАО РЖД для строительства железнодорожной ветки Кызыл--Курагино. Инвестиции в проект раньше оценивались в 195 млрд руб. На концессию с монополией претендует и Эльгинский проект "Мечела" и Газпромбанка. Аналитики считают, что привлечение денег на Элегест "может быть проблематичным" с учетом волатильности цен.
Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Руслана Байсарова 16 марта учредила АО "ТЭПК "Кызыл--Курагино"", следует из данных ЕГРЮЛ. Это проектная компания, созданная для строительства одноименной железнодорожной ветки от Элегестского месторождения угля в Туве (410 км), причем теперь проект предполагается реализовать в рамках концессии с ОАО РЖД, рассказали "Ъ" два источника, знакомых с переговорами сторон. О таких планах слышал и собеседник "Ъ" в отрасли. Один из источников "Ъ" говорит, что ТЭПК обещает в скором времени организовать финансирование, но "хочет, чтобы ОАО РЖД начало строительство за свой счет, и в монополии, мягко говоря, не рады такой перспективе". Другой собеседник "Ъ" возражает, что финансирование должно идти через совместную проектную компанию за счет кредитов госбанков, и возвратность средств предполагается гарантировать за счет "специального тарифа". Будущее распределение долей сторон и другие детали собеседники "Ъ" не раскрывают, поясняя, что все находится на ранней стадии. По их словам, тема уже начала обсуждаться в правительстве, но определенность вряд ли появится раньше осени. "Есть поручение правительства рассмотреть основные условия концессионного соглашения по ветке Элегест--Кызыл--Курагино",— подтверждает источник "Ъ" в одном из министерств. В ТЭПК и ОАО РЖД от комментариев отказались.
Запасы Элегеста — более 1 млрд тонн коксующегося угля, в рамках его разработки планируется построить железную дорогу, а также угольный терминал в бухте Ванино на 15 млн тонн угля в год для экспорта в страны АТР. В 2014 году проект оценивался в сумму около 217 млрд руб., около 87 млрд руб. предполагалось привлечь из ФНБ, остальные средства должны были предоставить сама ТЭПК (25%) и пул госбанков (35%).
Но выделение средств из ФНБ и кредитование были взаимоувязаны, и проект застопорился, поскольку окончательных решений в правительстве и банках не приняли. В феврале 2016 года Руслан Байсаров говорил РБК, что "нецелесообразно обращаться к государству за инвестициями" с учетом того, "что происходит в экономике страны". По его словам, ТЭПК, уже вложившая в проект свыше 10 млрд руб., планирует инвестировать 25% от общей стоимости в 235 млрд руб. и привлекать кредиты "самых больших банков России".
Руслан Байсаров, владелец ТЭПК, в интервью РБК в феврале 2016 года
Суммарно азиатские страны потребляют под 150–200 млн тонн коксующегося угля в год. Не влезть туда России на 5–7% — это совсем надо быть ленивым
В 2013 году Руслан Байсаров рассказывал "Ъ", что инвестиции в дорогу могут составить около 195 млрд руб. Сколько сейчас может стоить строительство Кызыл--Курагино, не раскрывается, нет этой суммы и в паспорте проекта от 2014 года. Железнодорожная ветка Улак--Эльга на 310 км, соединяющая Эльгинское угольное месторождение "Мечела" в Якутии с БАМом, обошлась компании в 70 млрд руб. При этом кредиты на ее строительство внесли свой вклад в высокую закредитованность "Мечела" (чистый долг — 469 млрд руб.). "Мечел", неоднократно предлагавший ОАО РЖД выкупить дорогу, теперь также ведет переговоры о концессии с монополией, раскрывали стороны. Гендиректор "Мечела" Олег Коржов 26 марта говорил "Интерфаксу", что "переговоры проходят динамично" и все участники процесса заинтересованы в концессии, "так как финансирование будет привлекаться специальной проектной компанией и не будет увеличивать долговую нагрузку инвесторов".
Ставку на экспорт коксующегося угля в АТР делают многие российские угольщики: объем добычи на Эльге предполагается увеличить до 30 млн тонн в год, 12 млн тонн угольной продукции к 2020 году хочет добывать и в основном экспортировать в азиатские страны якутский "Колмар", считают это направление перспективным и другие игроки. Собеседник "Ъ", близкий к одному из угольщиков, напоминает, что обсуждается также продление Кызыл--Курагино в Монголию и Китай. "В интересах российского государства и российского бизнеса дальнейшее продвижение этой дороги через Монголию в Китай, это обеспечит дополнительный выход российской продукции на рынок АТР",— заявлял в декабре ТАСС глава Тувы Шолбан Кара-оол. "Власти Китая, крупнейшего мирового импортера угля, понимают, что важна не только ресурсная база, но и инфраструктура, поэтому теоретически могут пойти на продление ветки",— говорит источник "Ъ", добавляя, что сам по себе Элегестский проект "неоднозначный из-за сложной геологии и повышенного содержания метана". Привлечение финансирования под еще один масштабный угольный проект наподобие Эльги может быть непростой задачей, учитывая волатильность цен на уголь и существенные операционные риски, скептичен Андрей Лобазов из "Атона".