Россия предложила США дружить доменами
Москва хочет договориться с Вашингтоном о мерах предотвращения киберинцидентов
Одной из приоритетных тем первой встречи президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа может стать обеспечение безопасности в информационном пространстве. Об этом на международной конференции в Германии рассказал спецпредставитель президента РФ Андрей Крутских. Он сообщил, что Москва дала Вашингтону «развернутый официальный ответ на все вопросы» о якобы имевшем место вмешательстве российских спецслужб в президентские выборы в США. Более того, по словам высокопоставленного дипломата, власти РФ предложили новой администрации договориться о мерах предотвращения инцидентов в киберпространстве.
Приоритетная тема
Об одной из тем, которую будут обсуждать в ходе своей первой встречи Владимир Путин и Дональд Трамп, спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности, посол по особым поручениям МИДа Андрей Крутских рассказал на конференции, завершившейся в четверг в немецком Гармиш-Партенкирхене. «Президенты России и США, безусловно, встретятся и будут обсуждать весь спектр двусторонних вопросов и актуальных проблем международной повестки, но тема стабильности, доверия и безопасности в киберпространстве может стать одной из приоритетных»,— сказал он в своем выступлении.
Как уже сообщал “Ъ”, президенты двух стран могут встретиться в конце мая.
Андрей Крутских также рассказал, что в январе российские власти по запросу уходящей американской администрации направили в Вашингтон «развернутый официальный ответ на все вопросы» о якобы имевшем место вмешательстве Кремля в выборы главы Белого дома. В посольстве США в РФ “Ъ” не смогли оперативно прокомментировать заявление российского дипломата.
Напомним, по мнению американских спецслужб, российские хакеры, связанные с ФСБ и ГРУ, взломали почту видных функционеров Демократической партии США, а затем «слили» компрометирующую однопартийцев кандидата в президенты Хиллари Клинтон информацию журналистам и порталу WikiLeaks. Российские власти отрицают причастность к этой кибератаке.
Между тем, по словам Андрея Крутских, Москва предложила новой администрации «серьезную и содержательную повестку переговоров по информационной безопасности». Из его выступления следовало, что российские власти рассчитывают выйти на конкретные договоренности с американской стороной. «Мы предложили США договориться о предотвращении инцидентов в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)»,— уточнил дипломат.
Напомним, в 2013 году РФ и США подписали первый в мире пакет межправительственных соглашений о мерах доверия в информационном пространстве. Документами, в частности, было предусмотрено создание горячей линии по предотвращению угрозы перерастания киберинцидентов в серьезные конфликты. Впервые горячая линия была задействована в ходе зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, когда в отношении информационной инфраструктуры РФ была предпринята мощная кибератака и у российских специалистов возникли подозрения, что злоумышленники действуют с территории США. В рамках межправсоглашений также было создано несколько каналов обмена информацией.
Однако, как следовало из выступления Андрея Крутских, в Москве считают, что этого мало. По его словам, Россия крайне обеспокоена тем, что ее могут против ее воли втянуть в прямую конфронтацию с США. В киберпространстве это возможно, поскольку агрессоры могут осуществлять атаки с задействованием инфраструктуры других стран. «Специфика кибертехнологий такова, что нас (Россию и США.— “Ъ”) могут столкнуть друг с другом, а нам этого не надо. Поэтому мы предлагаем договориться о правилах игры, чтобы никто не мог спровоцировать конфликт между нами»,— сказал он. Уточнять, в чем именно заключаются новые российские предложения, переданные США, дипломат, однако, не стал, сославшись на конфиденциальность информации.
Участник конференции, бывший глава стратегического департамента Европейского командования ВС США, профессор Университета национальной обороны США Чарльз Барри в беседе с “Ъ” не исключил того, что новая американская администрация заинтересуется предложением России. «Но на готовность Вашингтона к углублению сотрудничества с Москвой в этой сфере будут влиять и другие факторы, включая их разногласия по Сирии и Украине»,— отметил он.
На чужом поле
Конференция в Гармиш-Партенкирхене, организованная Институтом проблем информационной безопасности (ИПИБ) МГУ при содействии Совбеза РФ, проходила в этом году уже в 11-й раз. В свое время организаторы выбрали это живописное место еще и потому, что не всем иностранным делегатам, многие из которых так или иначе связаны со спецслужбами, было бы комфортно или вообще возможно приезжать в Россию. Устраивая конференцию в Гармиш-Партенкирхене, российская сторона играет на поле соперника (если не противника): в этом же городке расположены американская военная база и Европейский центр исследований по вопросам безопасности имени Джорджа Маршалла (бывший Русский институт сухопутных сил США, где готовили военных, агентов и дипломатов для работы на советском направлении). Впрочем, американских официальных лиц на форуме не было — они с начала конфликта вокруг Украины игнорируют большинство организованных Россией мероприятий.
Бывшие американские дипломаты, представители разведывательных и силовых структур на конференцию, однако, приехали, наряду с более чем 100 делегатами из еще 16 стран и организаций, включая ОБСЕ и «Корпорацию по управлению доменными именами и IP-адресами» (ICANN).
Обращаясь к участникам форума, директор ИПИБ Владислав Шерстюк, ранее возглавлявший Федеральное агентство правительственной связи и информации, предупредил: «Продолжает возрастать опасность угрозы враждебного использования ИКТ для силового разрешения международных споров, поддержания деятельности террористических организаций, совершения трансграничных преступлений корыстной направленности, нарушения прав и свобод человека. Становится трендом использование “фейковых” событий в качестве повода для нагнетания международной напряженности. Все более сложными и изощренными становятся компьютерные атаки, количество которых на объекты инфраструктуры государственного управления, критически важные объекты, объекты кредитно-финансовой сферы не уменьшается».
Напомним, попытки договориться о нормах поведения в киберпространстве хотя бы на уровне государств (а мошенники и террористы по правилам играть не будут) ведутся уже несколько лет. В 2015 году в рамках Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН была достигнута договоренность использовать кибертехнологии исключительно в мирных целях: среди прочего государства условились не атаковать объекты критически важной инфраструктуры друг друга (например, АЭС и банки), не вставлять «закладки» (вредоносные программы) в IT-продукцию, бороться с попытками хакеров осуществлять диверсии с их территории. Однако этот киберкодекс не имеет юридической силы.
При этом предпринятые Россией и некоторыми другими членами группы попытки дополнить перечень этих добровольных норм наткнулись на возражение западных участников. Следующий доклад группа должна представить генсеку ООН в июне, но пока не ясно, смогут ли эксперты договориться. В перспективе Россия хотела бы придать рекомендациям ГПЭ статус резолюции Генассамблеи ООН, которая тоже не является юридически обязывающей, но служит хотя бы моральным ориентиром,— однако без поддержки США и их союзников эта затея обречена на провал.
По словам профессора Лейденского университета (Нидерланды) Энекен Тикк, идея подписания юридически обязывающего документа о нормах поведения государств в киберпространстве может быть реализована на практике в будущем. «Но пока мы еще не пришли к этому, понадобится время»,— сказала она “Ъ”.
Такого же мнения придерживается бывший замдиректора Секретной разведывательной службы Великобритании (МИ-6), эксперт Международного института стратегических исследований (IISS) Найджел Инкстер. «Сейчас какие-то конкретные договоренности возможны скорее на региональном и двустороннем уровне, и ведущие кибердержавы — США, Россия и Китай — уже начали друг с другом договариваться,— заявил он “Ъ”.— Вероятно, в будущем мы придем к неким глобальным договоренностям, но это будет непросто».