Спорный метод
Стоит ли исключить из УК статью «провокация взятки»
В Госдуме предложили подумать над декриминализацией статьи «провокация взятки». Дискуссию об этом всколыхнул приговор бывшему генералу МВД Денису Сугробову. Ранее он получил 22 года колонии строгого режима. Одной из статей обвинения по этому делу была именно «провокация взятки».
Справедливо ли считать ее преступлением? И может ли такое деяние стать инструментом в борьбе с коррупцией?
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по противодействию коррупции Эрнест Валеев в интервью «Коммерсантъ FM» отметил, что давно размышляет над декриминализацией этой статьи, так как многие правоохранители нарушают ее неумышленно.
«В ряде стран провокация взятки допускается как метод борьбы с коррупцией. В законе об оперативно-розыскной деятельности в качестве метода работы есть понятие оперативного эксперимента. Затевая его, сотрудник правоохранительных органов оказывается на грани рискованной зоны. Моя позиция заключается в том, что о декриминализации этой статьи надо задуматься. Если человек не хочет брать мзду, то спровоцировать его на это невозможно», — подчеркнул он.
В России декриминализация статьи «провокация взятки» сейчас неактуальна, поскольку приведет к злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов, уверен управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.
«Есть особенности менталитета. С учетом устройства нашей системы правоохранительных органов эту статью убирать никак нельзя. Я как бывший сотрудник следственных органов считаю, что если ее исключить из УК, то начнется беспредел со стороны правоохранителей. Сейчас этот рычаг в значительной мере сдерживает их от давления на бизнес, — заметил он. — Одно дело, когда оперативники добросовестно отрабатывают заявления потерпевших. Другое — когда под чиновников или под других конкретных лиц подводят дело, провоцируют их. Есть очень много историй, когда искусственно создавалась следующая ситуация: человеку в кабинет приносили деньги, о которых он и не подозревал, а потом его с поличным «ловили за руку».
С некоторыми оговорками провокацию взятки можно было бы декриминализировать и использовать как инструмент борьбы с коррупцией. Об этом свидетельствует не только международный, но и внутрироссийский опыт, подчеркнул председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
«Метод провокации взятки применяется во многих странах, включая США. Там за это нет уголовной ответственности. В частности, операция «Шейх», которую проводило ФБР с использованием этого метода, была направлена против сенаторов, судей, сотрудников миграционной службы, то есть против высших чиновников. Большинство лиц, которые проходили по этому делу, но против которых не было собрано достаточное число доказательств, были уволены и преданы «публичной анафеме», — напомнил эксперт. — В России аналогичная операция под названием «Чистые руки» касалась сотрудников ГИБДД и других низовых подразделений правоохранительных органов. То есть сами же оперативники провоцировали на получение взятки коллег. Тогда те, кто согласился взять мзду, были уволены. Вот в таком виде эта мера имеет право на жизнь, как мне кажется».
По версии следствия, в 2011 году Денис Сугробов, возглавлявший в тот момент главное управление МВД по противодействию коррупции, создал преступное сообщество со своими подчиненными. По версии следствия, они провоцировали дачу взяток, чтобы провести задержания и улучшить, таким образом, показатели своей работы.