Отправили за лесоповал
Ульяновский предприниматель лишился свободы за спиленные деревья
Ульяновский предприниматель Андрей Элатомцев, спиливший 84 дерева на территории, прилегающей к парку «Винновская роща», приговорен к двум годам реального лишения свободы в колонии общего режима. Апелляционная инстанция согласилась с решением райсуда. Это первое в регионе лишение свободы за преступление в экологической сфере и одно из первых в России. Предпринимательское сообщество считает наказание излишне жестким и неадекватным совершенному преступлению, похожего мнения придерживаются и сами экологи, по заявлениям которых было начато расследование.
Вступил в силу приговор Железнодорожного райсуда Ульяновска, согласно которому достаточно известный ульяновский предприниматель Андрей Элатомцев (совладелец с долей в 50% ООО «Сахаровские мельницы», ООО УСУ «Гидроспецстрой», ООО «Спецмагазин по продаже оружия «Русская охота» и ООО «Медэкспресс», а также директор ООО «Дом техники» и гендиректор «Гидроспецстроя») признан виновным в незаконной вырубке 83 деревьев в особо крупном размере (ч.3 ст.260 УК РФ) и осужден на два года лишения свободы в колонии общего режима с полным возмещением нанесенного имущественного вреда. Как в четверг сообщила прокуратура Ульяновской области, апелляционная коллегия облсуда согласилась с выводами первой инстанции.
Согласно данным следствия, Андрей Элатомцев лично поручил исполнителям спилить деревья на арендуемом им у города участке, где находится производственная база, находящаяся в собственности ООО «Сахаровские мельницы» (на берегу Волги, рядом с границей особо охраняемой природной территорией (ООПТ) «Парк Винновская роща» (по неофициальной информации, предприниматель планировал там сделать базу отдыха и организовать военно-патриотический клуб). Всего, как указывают в прокуратуре, при расчистке территории под будущий бизнес было спилено 83 дерева, редких пород, в том числе 13 — в ООПТ, что нанесло ущерб «в размере более 17 млн руб.». Впрочем, согласно данным следствия, спиленные деревья — это ивы, клены, березы и тополя. Как отмечают экологи, из них к ценным (но не редким) можно отнести лишь клен Acer ginnala (спилено 9 шт., из них три — на территории парка).
Предприниматель своей вины не признал, утверждая, что действовал в рамках закона. Его адвокат Денис Бондарь считает, что Андрей Элатомцев имел на это право, «потому что в договоре аренды участка никаких обременений нет», а «российское законодательство в этом вопросе достаточно расплывчатое», к тому же, есть расхождение в документах, регламентирующих границы ООПТ, и «подзащитный не нарушал границ ООПТ».
Похоже, что представители пострадавшей стороны не ожидали столь жесткого наказания. «Наказание, может, даже несоразмерное, но мы на этом не настаивали», — сказал директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды регионального правительства Данил Урдин. В то же время он отмечает, что «за многие годы, наконец, совместными усилиями с полицией и прокуратурой удалось привлечь к ответственности виновных, потому что «до этого полиция и прокуратура не проявляли особой активности при подобных нарушениях, и это было как плевок в лицо общественности». Он также отметил, что никакого права на снос деревьев на арендованном участке предприниматель не имел. «Я думаю, суд принял такое решение в назидание другим», — добавил господин Урдин.
Характерно, что инициатор расследования, председатель экологической палаты и руководитель проектного офиса по экологическому развитию региона Александр Брагин считает, что «лучше бы надо было в качестве наказания заставить предпринимателя возместить ущерб посадками новых деревьев». «Возможно, жесткость приговора связана с тем, что кому-то хотелось отчитаться в год экологии. Но если уж наказывать так строго, то тогда точно так же надо наказывать других нарушителей. Сколько деревьев спилили на Московском шоссе напротив трамвайного депо, а где уголовное дело? Нигде. По спиленным липам напротив „Светофора“ тоже никого не привлекли», — отметил господин Брагин.
Аналогичной точки зрения придерживается и предпринимательское сообщество. Председатель совета директоров региональной госкорпорации развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов на межведомственном совещании заявил, что «по экономическим преступлениям наказания в виде реального лишения свободы неприемлемы», и логичней заставить его в трехкратном размере посадить канадские клены, чем конфисковывать имущество, приводя предприятие к разорению.
Член совета Ульяновского объединения предпринимателей, руководитель реготделения движения «За права человека» Хамза Ямбаев сыронизировал, что если так наказывать, то «тогда руководителей многих ульяновских предприятий нужно вообще приговаривать к расстрелу за гораздо больший ущерб». «С Элатомцевым могло быть показательное наказание, хотя, возможно, он пострадал за что-то другое, а тут просто нашли формальный повод», — предположил правозащитник.
Впрочем, прокуратура с приговором согласна. «Государству и муниципалитету был причинен особо крупный ущерб, поэтому и приговор был таким суровым», — сказал «Ъ-Волга» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. Адвокат осужденного готовит кассационную жалобу.