Россия и Украина слишком плохо знали друг друга

Цена вопроса

Максим Юсин, обозреватель

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

В мае 2014-го, три года назад, были сделаны первые шаги к войне в Донбассе. В ДНР и ЛНР прошли референдумы о статусе самопровозглашенных республик, киевские власти стали всерьез проводить "антитеррористическую операцию" (АТО), а на подступах к Славянску и Краматорску произошли первые серьезные бои — пролог к большой войне, унесшей вначале сотни, а потом и тысячи жизней.

Можно ли было избежать такого развития событий — разрушенных городов, инфраструктуры, санкций и контрсанкций, отчуждения двух когда-то братских народов, последствия которого мы будем преодолевать еще не одно поколение? Сегодня, конечно, эти вопросы легко задавать — задним умом мы все сильны. И, возможно, если бы лидеры России и Украины могли предвидеть, к чему две страны придут спустя три года, они вели бы себя иначе. Но тогда, в 2014-м, было слишком много надежд и иллюзий — далеко не всегда обоснованных.

Главная иллюзия Москвы в то время — уверенность в том, что против новых властей в Киеве поднимется вся русскоязычная Украина: не только Донецк и Луганск, но и Одесса, Харьков, Днепропетровск, Николаев, Херсон, Запорожье. Многие думали, что всех русскоязычных украинцев можно автоматически зачислять в ряды сторонников "русского мира", что стоит лишь подтолкнуть их, чуть раскачать ситуацию — и против "киевской хунты" начнутся массовые выступления.

Этого не случилось. Раскачать удалось только Донецк и Луганск, и то с огромным трудом. Остальная юго-восточная Украина не поднялась. И украинская армия, воюющая сегодня в "зоне АТО", на 80% русскоязычная.

Как выяснилось, люди, выстраивавшие политику Москвы на украинском направлении три года назад, плохо знали Украину.

Но и в Киеве плохо знали Россию. Там были убеждены, что Кремль позволит силой ликвидировать "мятеж" в Донбассе, захватить Донецк и Луганск, идеологически зачистить их, расправиться с "сепаратистами", осмелившимися поднять российский триколор. На Донецк и Луганск было развернуто наступление, их должны были взять к Дню независимости 24 августа, украинскому национальному празднику, провести "парад Победы".

Но не взяли. Вместо победы и триумфа получилось поражение и унижение. Появление "отпускников", разгром под Иловайском, еще несколько котлов, а в итоге — Дебальцево.

Что мы имеем сегодня? Полузамороженный конфликт, минские соглашения, которые так толком и не начали выполнять, санкции ЕС и США, новая холодная война России с Западом.

Но и для Киева ситуация не лучше. Власть президента Порошенко слабая, ненадежная — чтобы удержаться, она вынуждена идти на бесконечные уступки национал-радикалам, которые давно уже стали параллельным центром силы и постоянно дестабилизируют обстановку, часто при этом выполняя заказ тех или иных олигархов.

В этой ситуации сложно, почти невозможно построить демократическое, процветающее, цивилизованное, свободное от коррупции государство, о котором мечтали люди на Майдане.

Сегодня иллюзии рассеялись, но от этого не легче. Выхода из тупика, в который две страны загнали себя, к сожалению, не видно.

Вся лента