Город золотых огней
Одним из пилотных городов, где будут протестированы новые подходы к формированию комфортной городской среды, станет Саратов. Этот город выбран для развития общественных пространств не случайно. С одной стороны, у Саратова уникальный историко-архитектурный облик, а с другой — в городах со схожей проблематикой проживает четверть населения России. Пока три архитектурных бюро работают над дизайн-проектами центральных улиц и площадей города, местные активисты сами создают новые культурные пространства, например фестиваль реконструкции быта Золотой Орды с 50 тыс. гостей.
Место купцов и оборонки
Саратов расположен в волжском разливе (здесь от берега до берега порой десяток километров) и по количеству жителей немного не дотягивает до миллионника. Старый купеческий город, в советские времена он был закрытым и зачастую даже не отмечался на картах из-за преобладающей оборонки. Например, здесь располагалось авиапредприятие, производившее истребители Як, завод "Тантал", штамповавший электронику для ракетной промышленности, и авиабаза Энгельс, откуда до сих пор вылетают патрулировать границы страны стратегические бомбардировщики.
Между тем в 2017 году поволжский областной центр ждет если не преображение, то основательное улучшение, во всяком случае в области развития общественных пространств. Саратов вошел в программу развития городской среды, цель которой --сделать города более привлекательными для жителей и туристов, причем уже в ближайшем будущем — за два года. По словам гендиректора АИЖК Александра Плутника, при разработке единых стандартов комплексного развития территорий будет использован международный опыт, а программа станет первым шагом к качественному изменению городской среды в масштабах всей страны. Саратов был выбран одной из пилотных площадок потому, что 26,5% граждан России живет примерно в таких же городах (с населением от 250 тыс. до 1 млн человек) и реализация здесь свежих идей позволит затем внедрять опыт повсеместно.
Проект благоустройства главных общественных пространств реализуется в Саратове в два этапа. В 2017 году планируется обустроить один из центральных бульваров — улицу Рахова. Позже (до 2022 года) будет приведено в порядок еще шесть знаковых пространств. В их числе — главная пешеходная улица города проспект Кирова, площади Кирова и Привокзальная, многокилометровая набережная Космонавтов, центральная площадь Саратова Театральная, а также одна из основных транспортных артерий — Московская улица.
Курирует проект АИЖК вместе с КБ "Стрелка". Совместно с представителями экспертного сообщества, общественности и администрации Саратова кураторами были выбраны три саратовских бюро: знаменитый еще с советских времен институт "Саратовгражданпроект" и две молодые местные компании — SNOU Project и "АрхиБум". Практика вовлечения локальных архитекторов используется широко в рамках всей Программы развития городской среды. И это принципиальный момент. "Саратовцы как никто другой знают особенности своего города и могут предложить решения, которые подчеркнут его уникальность",— говорит директор проектов КБ "Стрелка" Алена Жмурова.
От лавочек до дизайн-кода
Свои концепции все три бюро еще готовят, но цели и задачи им поставлены предельно четкие. В частности, благоустройство предусматривает озеленение, замену дорожного покрытия, опор освещения, лавочек и другой уличной мебели (как и прочих малых архитектурных форм). В пресс-службе "Стрелки" рассказали, как планируется обустроить улицу Рахова: бульварную часть превратить в "линейный парк", добавить современные детские площадки и переделать схему организации парковки, упорядочить места размещения автомобилей. По словам руководителя SNOU Project Николая Новичкова, в интернете и в городе было опрошено более 600 жителей, которые просили добавить улице Рахова зелени и освещения, а также четче отгородить детские площадки от проезжей части. Господин Новичков добавил, что в соответствии с техническим заданием вдоль всего бульвара пройдет непрерывная велодорожка, а еще в бюро планируют заняться перекрестками: их сделают удобными для автомобильного движения и безопасными для пешеходов.
Саратовские архитекторы работают под серьезным авторским надзором, у проектировщиков есть и иностранные консультанты. Это немецкая компания Topotek 1 и голландская West8, отлично знающие российскую специфику (они работали над обликом Новой Голландии в Санкт-Петербурге и благоустройством Тверской улицы в Москве). Господин Новичков пояснил, что консультации ведутся по видеосвязи, а в "Стрелке" надеются, что "три луча" — саратовские архитекторы со знанием местного потенциала, москвичи с опытом разработки общественных пространств и лучшие европейские эксперты — "приведут к проектам, не только соответствующим мировым стандартам, но и применимым к контексту Саратова".
В центре Саратова, надо особо отметить, осталось много исторических зданий, построенных в XIX и начале XX века. Проектировщики обращают внимание на то, что внешний облик многих особняков испорчен огромными табличками с надписями вроде "Ешьте пельмени", баннерами, рекламными конструкциями, закрывающими более 40% этажа, поэтому приведение вывесок к единообразию стало еще одной задачей проекта. Городская дума согласовала внесение изменений в правила благоустройства территории, которые касаются введения единого дизайн-кода как в исторической зоне, так и на других улицах Саратова. Речь не просто о перевешивании вывесок, подчеркивают кураторы программы, но об унификации системы городских указателей, а также внешнего вида сезонных кафе и торговых киосков.
В 2018 году бюро приступят к реализации второй, более масштабной, части саратовского проекта. Центральная пешеходная улица (проспект Кирова называют иногда саратовским Арбатом), главная городская площадь (Театральная), Привокзальная площадь (ворота в город) и площадь Кирова (центр общественной жизни города), внушительная набережная длиной более 4 км — все это должно быть переосмыслено архитекторами так, чтобы выстроить крупнейший в Европе, длиной 8 км, пешеходный маршрут.
Для Саратова КБ "Стрелка" и архитектурное бюро DPZ-Europe разрабатывают модель объемно-пространственного регламента. Основой градостроительных регламентов FBC (Form Based Code) служит план зонирования территории города, основанный не на функциональном назначении, а на морфологии городской среды. Для каждой из выделенных территориальных зон предлагаются соответствующие ей типы застройки, поперечные профили улиц и виды открытых городских пространств. Главная цель разработчиков — не просто адаптировать типовой FBC, а создать качественно новый документ, опирающийся на саратовский контекст. Для этого в течение нескольких месяцев проводились кабинетные и натурные исследования, встречи с местными архитекторами, краеведами и предпринимателями. В работу был вовлечен и Саратовский государственный технический университет. Проводился исторический, экологический, социокультурный, транспортный и комплексный градостроительный анализ.
Территория города будет разделена на зоны исходя из морфологии застройки. Среди них есть типовые (скажем, индивидуальная жилая застройка), а есть специальные, например набережные. Для каждой зоны будут установлены свои требования к типологиям, плотности и высотности застройки, обеспеченности инфраструктурой и парковочными местами. Самые строгие правила установят для исторического центра: здесь могут быть регламентированы уклоны крыш, габариты входных групп, цветовые решения. Если бы в Саратове действовали подобные четкие градостроительные регламенты, то высотки не перегородили бы вид на исторический центр, как это произошло на пересечении улиц Горького и Кутякова, когда шестиэтажный дом скрыл за собой Покровский храм.
Министр строительства Саратовской области Дмитрий Тепин считает, что комплексный подход к развитию городских территорий не только позволит подчеркнуть уникальность Саратова, но и сделает его привлекательным для туристов. В частности, кураторы рассчитывают на 700 тыс. туристов ежегодно. "Что все это даст Саратову? — рассуждает губернатор Валерий Радаев.— Качественное изменение городского пространства. Мы сможем подчеркнуть уникальность исторического центра и обустроить улицы, парки, площади в едином, современном ключе, как того требуют новые стандарты".
Местные идут
Между тем в Саратове уже есть активисты, которые не только задумываются над использованием культурного наследия, но и создают собственные пространства. Так, семья Кислиных занялась восстановлением в саратовском селе Лох водяной деревянной мельницы, построенной в XIX веке. Она стала областной достопримечательностью и была передана реставраторами одному из муниципальных центров развития туризма и краеведения.
В Хвалынске на севере Саратовской области волонтеры выкупили деревянную крестьянскую постройку с расписным интерьером начала XX века, так называемый дом со львом. Строение с росписями, похожими на фрески, уже собирались переделать в баню, а теперь там действует частный музей.
Наиболее масштабным получился проект саратовского археолога Дмитрия Кубанкина. Старший научный сотрудник местного музея краеведения, он занимался раскопками на южной окраине города так называемого увекского городища — древнего поселения времен Золотой Орды, сопоставимого по площади со средневековым Миланом. Раскопки ширились, среди находок попадались остатки древнейшего христианского храма Поволжья. Но эта работа была интересна лишь узким специалистам до тех пор, пока Дмитрию Кубанкину не пришла в голову идея провести фестиваль исторической реконструкции с воссозданием деталей средневекового быта.
"Нас поддержала администрация, при нулевом бюджете первое мероприятие посетило три тысячи человек. А уже на пятый фестиваль, сделанный в том же чистом поле, пришло 50 тыс. человек",— рассказывает археолог, сравнивая число гостей с населением типичного средневекового города. На мероприятии можно понаблюдать за работой кузнецов, стеклодувов, косторезов, посмотреть на поединки "на поясах" (смахивающие на греко-римскую борьбу), пострелять из лука, послушать этнофолк, побывать в юртах Золотой Орды и приобрести на местном рынке копии средневековых безделушек. "Тема пошла в народ,— рассказывает археолог.— Сейчас по фестивалю "Укек" (это древнее название городища) проводятся занятия в саратовских школах, об особенностях мероприятия досконально знают местные таксисты; есть даже своя музыкальная группа "Хурма-Укек"". А недавно кинематографисты предложили Дмитрию Кубанкину отснять на фестивале антураж Золотой Орды для исторической ленты о Марко Поло. "Наш проект — пример того, что многие идеи лежат под ногами. Нужно просто нестандартно подойти к ситуации",— говорит саратовский археолог. По его мнению, подход с душой является залогом успеха такого рода мероприятий не только в Саратове, но и по всей России.