Правила игры
никуда не денутся, полагает заместитель главного редактора Дмитрий Бутрин
Итоги встречи министров торговли стран организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, состоявшейся в Ханое 20-21 мая, почти все участники оценивают крайне скептически. От "торговой" встречи АТЭС в первую очередь ожидали некоторого смягчения позиций крупнейшего участника сообщества, США, по торговым вопросам. Еще 20 мая в российской делегации вообще предполагали, что никакого итогового документа не будет подписано. По итогам переговоров глава Минэкономики Максим Орешкин заявил, что "существенных прорывов", важных для РФ, встреча не принесла, и теперь под вопросом повестка дня следующего саммита Всемирной торговой организации (ВТО) в декабре 2017 года в Аргентине.
Предполагалось, что за последние недели власти США определятся хотя бы с наметками новой общей внешнеторговой стратегии страны в рамках коллективных структур — это в первую очередь ВТО, затем единая зона свободной торговли в регионе, объединяемом АТЭС. Впрочем, торговый представитель США Роберт Лайтхайзер в Ханое практически сразу дал понять, что не будет обсуждать не только вопросы Транстихоокеанского партнерства (ТТП), из которого США, собственно, уже вышли, но и содержательные вопросы ВТО. В итоге министрам торговли и экономики в Ханое пришлось пойти на неочевидный шаг: итоговое коммюнике (21 страна, включая США) принято в довольно бессмысленном виде, не предполагающем решения никаких торговых вопросов, а специальное заявление от имени страны--председателя АТЭС (Вьетнама) выражало мнение 20 стран--участников блока — минус США, но прямо об этом не говорилось.
Возможно, в России это мало кого интересует, но было еще и третье заявление — к РФ оно формально никакого отношения не имеет, поскольку в воскресенье было сделано министрами торговли 11 стран--членов АТЭС, подписавших соглашение ТТП. В этом документе было открыто объявлено, что оставшиеся без США члены соглашения продолжат работу над созданием единой ЗСТ, которая должна снять взаимные торговые барьеры для таких экономик, как Австралия, Канада, Япония, Мексика, Вьетнам, Сингапур, Малайзия. Разумеется, без США ТТП в исходном виде работать не будет. Однако это не означает, что идея не будет работать вообще — и дело тут скорее в АТЭС, региональном объединении, которое не является по существу чисто торговым: например, в его рамках обсуждаются единые стандарты госуправления, единые правила регулирования инвестиций, единый рынок труда, десятки других тем. АТЭС уже сейчас довольно интересна как интеграционный проект, который может "вытянуть" ТТП и без США. И если США может рассчитывать на свою долю в мировом ВВП и как следствие на успешные двусторонние торговые переговоры с членами АТЭС, то России вряд ли на это разумно рассчитывать.