Суда разрежут по грантам
Субсидии на утилизацию обменяют на отказ от другой помощи
Правительство утвердило давно ожидаемые отраслью правила получения субсидии на утилизацию судов, сходные по принципу с программой утилизации в автопроме. Однако на субсидию в размере 10-15% стоимости нового судна смогут рассчитывать только компании, не использующие другие инструменты господдержки. Причем, как опасаются в отрасли, получить деньги на новое судно можно будет только после его постройки. По мнению экспертов, новый грант будет стимулировать обновление флота, но запуск механизма займет время.
Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о правилах предоставления судового утилизационного гранта (СУГ). Субсидия по аналогии с автопромом выдается компаниям на строительство нового судна в обмен на утилизацию старого возрастом не менее 30 лет. Утилизируемое судно должно в течение последних пяти лет числиться в Государственном судовом реестре или Российском международном реестре судов и может быть сдано на утилизацию после 1 января 2016 года.
Размер субсидии рассчитывается по формуле и зависит от типа и характеристик как нового судна, так и сданного на утилизацию. То есть тип утилизируемого судна в принципе должен соответствовать типу нового флота. Однако можно получить грант и в случае сдачи на утилизацию нескольких судов различных типов. Максимальная субсидия предусмотрена для строительства новых пассажирских судов — 15% от стоимости без учета НДС, для других судов — 10%. В целом размер субсидии рассчитывается по формуле с учетом базовой ставки 35 тыс. руб., валовой вместимости судна, сданного на утилизацию, и коэффициента нового судна. Наибольший коэффициент (то есть наибольшая субсидия при равной вместимости) у пассажирских судов, морских буксиров и самоходных комбинированных судов (нефтерудовозов), наименьший — у несамоходных сухогрузных и наливных судов.
При этом для "технического флота", а также рыбопромысловых судов действует иная формула расчета субсидии — по порожнему водоизмещению, которое у нового судна должно отличаться от старого не более чем на 15% в любую сторону. Для этих типов судов размер гранта меньше, он фиксирован — 10% и не более 70 млн руб. Причем в состав "технического флота" попали и земснаряды, хотя Минтранс настаивал на кратном увеличении гранта для них (см. "Ъ" от 4 апреля).
Основная претензия отрасли к постановлению — тот факт, что, если судовладелец претендует на грант, он не имеет права на другие меры господдержки (субсидирование части процентной ставки по кредитам, льготный лизинг). Сейчас, как пояснили "Ъ" в Минпромторге, судовладелец имеет право обратиться за получением субсидии на этапе строительства нового судна при условии перечисления судостроительному предприятию не менее 10% (для пассажирских судов — не менее 15%) стоимости нового судна. Всего в бюджете на 2017 год на грант выделено 393,7 млн руб., на 2018 год — 371,2 млн руб., на 2019 год — 289,8 млн руб. В тексте правил отмечается, что субсидии предоставляются в пределах этих лимитов. Учитывая, что, например, новый круизный лайнер стоит около 3-3,5 млрд руб., субсидий может едва хватить на одно судно в год.
Грант должен был стать дополнительной мерой, которая стимулирует судоходные компании инвестировать в строительство флота на российских верфях, а теперь компании вынуждены выбирать одну из программ, отмечает собеседник "Ъ" в отрасли. Также он сомневается, что компания сможет получить субсидию на этапе строительства, скорее всего, это удастся сделать только после сдачи нового судна. Опрошенные "Ъ" участники отрасли поддерживают введение СУГа и считают это "хорошей помощью для отрасли". При этом они отмечают, что без комплексного действия всех мер господдержки грант может быть не столь эффективным.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что в принятом варианте СУГ фактически представляет собой инструмент рефинансирования уже внесенного авансового платежа по договору на строительство судна или по договору лизинга. Меру можно считать эффективным инструментом стимулирования обновления флота, говорит эксперт, но она потребует от собственника самостоятельно изыскать средства на аванс по лизингу либо разработать сложную сделку, по которой лизинговая компания засчитывает в качестве аванса субсидию, выданную только после заключения договора с Минпромторгом. Основной потенциал господдержки по данному постановлению связан с сегментом судов класса "река-море" или малых пассажирских судов, причем выдача первых субсидий возможна только ближе к концу 2017 года, отмечает господин Бурмистров. Он сомневается, что выделенные на 2017 год субсидии будут выбраны в полном объеме: большинство заказчиков по уже существующим судам либо используют альтернативные инструменты господдержки, либо должны будут только приступить к сложной процедуре утилизации.