Mail.Ru Group накормит регионы
Группа планирует купить 90% сервиса по доставке еды ZakaZaka
Mail.Ru Group продолжает наращивать присутствие на рынке доставки еды. Вслед за покупкой сервиса Delivery Club, известного преимущественно в Москве и Петербурге, интернет-компания за $18 млн консолидирует стартап ZakaZaka, обслуживающий в первую очередь регионы. Сделка усилит позиции холдинга в переговорах с крупными ресторанными сетями, считают участники рынка.
Mail.Ru Group покупает 90,09% сервиса ZakaZaka за $18 млн, сообщила вчера интернет-компания. Как выяснилось, группа еще с ноября 2016 года владела в ZakaZaka небольшой долей, которую получила в сделке по покупке Delivery Club, а в марте 2017-го нарастила свой пакет до 9,91%. Таким образом, группа заплатила за 100% ZakaZaka почти $20 млн. Продавцами выступили основатели стартапа Руслан Гафуров, Андрей и Сергей Цыценко, а также частные инвесторы. "Вся команда проекта присоединится к Mail.Ru Group и будет работать как и раньше. Приложения ZakaZaka и веб-версия останутся под тем же брендом, с теми же бонусными программами для пользователей",— сообщили "Ъ" в Mail.Ru Group. В компании добавили, что Delivery Club и ZakaZaka совместно выработают единую коммерческую стратегию.
ZakaZaka обслуживает около 2,6 тыс. ресторанов-партнеров в России, больше только у Delivery Club — 5,2 тыс. В марте ZakaZaka получила 126 тыс. заказов, Delivery Club — 718 тыс. В 2016 году выручка ZakaZaka составила 56 млн руб. По словам гендиректора Mail.Ru Group Бориса Добродеева, около 50% заказов Delivery Club приходится на Москву и Санкт-Петербург, тогда как ZakaZaka 72% заказов получает за пределами Москвы и Петербурга. "Таким образом, приобретение значительно увеличит охват нашего бизнеса доставки еды",— считает топ-менеджер. Действительно, Delivery Club и ZakaZaka хорошо дополняют друг друга, рассуждает инвестор Foodfox Александр Черняк: "Первые вышли из Москвы, и она до сих пор является основным рынком. Вторые начали в Питере, а потом сразу пошли в регионы, в ряде которых у них более сильная позиция, чем у Delivery Club".
Mail.Ru Group продолжает "стремительную консолидацию" рынка, говорится в отчете "Ренессанс Капитала". По наблюдениям аналитиков, сделку оправдывает модель маркетплейса, которая требует небольших капиталовложений, работающего на рынке, где "победитель забирает все". Они также напомнили, что социальная сеть "ВКонтакте", также принадлежащая Mail.Ru Group, "дает доступ к огромной мобильной аудитории для продвижения бизнеса и обеспечения будущего лидерства". Следующими возможными шагами Mail.Ru Group в этом направлении будет перевод подключенных к системе ресторанов на единую IT-платформу, а также консолидация закупок ингредиентов от поставщиков, полагает управляющий партнер AddVenture Максим Медведев.
Стартапы на этом рынке стремятся к объединению, подтверждает Александр Черняк. "GrubHub и Seamless в США, Foodpanda, iFood, Delivery Hero, Just Eat, работающие в других странах, все быстро поглотили более мелких игроков на своих ключевых рынках, и Россия здесь не исключение",— отмечает он. По оценке AddVenture, на доставку еды в США приходится 10% от рынка общепита, в Великобритании — 8-9%, в России — 6-8%.
Объем рынка доставки еды в России находится в диапазоне 90-110 млрд руб., он растет примерно на 10-15% в год, говорит Максим Медведев. По его словам, Mail.Ru Group увеличивает свое влияние и усиливает переговорные позиции по отношению к крупным ресторанным сетям и холдингам. Он считает, что Delivery Club и ZakaZaka "научились работать с фастфудом и среднеценовым сегментом, где доставку осуществляют сами рестораны". По словам эксперта, единственным конкурентным направлением для Mail.Ru Group остается модель собственной доставки в Москве, где работают Uber Eats и Foodfox. "В основном это рестораны высокой кухни, где выше средний чек и частота заказа, но и более требовательная аудитория, для которой сервис — удобство, скорость, внешний вид курьера — важнее цены или скидки. Вопрос в том, насколько этот сегмент большой и можно ли добиться такой плотности заказов, чтобы unit-экономика (прибыль в расчете на одного клиента.— "Ъ") позволяла хотя бы за год отбивать стоимость привлечения клиента",— размышляет господин Медведев.
Delivery Club и ZakaZaka не единственные активы Mail.Ru Group в сегменте фудтеха. В декабре 2016 года группа вместе с экс-президентом "Дикси" Ильей Якубсоном и другими инвесторами вложила 100 млн руб. в сервис доставки продуктов питания из магазинов Instamart.