Стоп, взято
Фонд кино и Минкультуры пытаются вернуть субсидии через суд
Российские продюсеры по-прежнему испытывают трудности с возвратом субсидий на производство кинофильмов. Среди должников Фонда кино, например, оказался производитель супергеройского боевика "Ночные стражи" с Леонидом Ярмольником, который при бюджете почти в 230 млн руб. собрал кассу всего в 32 млн руб., а Минкульт требует более 6 млн руб. со студии, которая планировала снять фильм для детей "Звероящеры". Продюсеры считают условия возврата госсубсидий жесткими и говорят, что не успевают в срок получить деньги от дистрибуции.
С января государственный Фонд кино подал несколько исков к контрагентам на общую сумму более 50 млн руб., следует из картотеки суда. Наибольшие требования были заявлены к кинокомпании "Спутник", суд удовлетворил их на прошлой неделе. Фонд требовал 20 млн руб., выданных в декабре 2015 года на условиях стопроцентной возвратности на производство фильма "Ночные стражи" с Иваном Янковским и Леонидом Ярмольником, плюс неустойку и расходы примерно на 400 тыс. руб. Фильм вышел в августе 2016 года, его общий бюджет оценивался в 230 млн руб., кассовые сборы составили лишь 32 млн руб. Фильм стал экономически убыточным, собрал в прокате меньше, чем планировалось, подтвердил "Ъ" сопродюсер "Ночных стражей" Рубен Дишдишян.
У "Задорин Групп Интертеймент" фонд хочет отсудить 5 млн руб. и неустойку в 150 тыс. руб. В конце 2015 года фонд выделял компании субсидию на разработку исторического фэнтези "Богатырь", которое до сих пор не вышло на экраны, поскольку создатели ищут финансирование для проекта, пояснил “Ъ” его продюсер Игорь Задорин. Кроме того, фонд требовал 9,2 млн руб. с продюсерского центра "Синема Продакшн", но в конце марта стороны подписали мировое соглашение. Компания планировала выпустить политический триллер "На веки вечные" с Никитой Михалковым в одной из ролей.
Кроме того, иск на 16,7 млн руб. получила компания "Киномаг+", чья заявка на развитие кинозалов в Татарстане получила поддержку фонда полтора года назад.
"Фонд кино постоянно ведет претензионную работу, досудебную и судебную, и с Федеральной службой судебных приставов работаем в постоянном режиме. Ежегодно фонд поддерживает около 50 картин в производстве, кино — крайне высокорисковый бизнес, поэтому приходится возвращать средства в том числе в суде",— сообщил "Ъ" исполнительный директор фонда Антон Малышев.
Фонд кино распределяет около 3 млрд руб. в год среди кинопродюсеров на создание коммерческого кино; часть денег выделяется на безвозвратной основе. В 2013-2016 годах фонд на условиях возвратности распределил 3,25 млрд руб. из 14 млрд руб. К декабрю 2016-го в фонд было возвращено 1,26 млрд руб., следует из подсчетов Минкультуры, с которыми ознакомился "Ъ". С 2013 года фонд не может вернуть 750 млн руб. из возвратных средств и судится с продюсерами, говорил в апреле 2017 года в интервью "Ъ" министр культуры Владимир Мединский, критикуя уровень экспертизы фонда: "Деньги надо раздавать с умом".
Впрочем, из картотеки суда следует, что и Минкультуры, занимающееся поддержкой дебютов, авторского, фестивального и документального кино, не всегда угадывает с выбором проектов. В этом году министерство подало два иска о возврате субсидий на производство детских фильмов, поддержанных им в июле 2013 года. В начале апреля суд удовлетворил иск о взыскании 5,8 млн руб. неосновательного обогащения и 800 тыс. руб. неустойки с кинокомпании "Рассвет", известной православным мультфильмом "Твой крест". Субсидию она получила на производство фильма "Звероящеры", которое обязалась завершить к июню 2015 года. Фильм не был снят, отчета о расходах студия не представила и средства не вернула, сказано в решении суда. А на прошлой неделе суд удовлетворил иск Минкульта о взыскании 6,6 млн руб. и 570 тыс. руб. процентов с "Контакт Медиа Груп". Эта компания получила субсидию на производство "Новых приключений Домовенка и его друзей", сказано на сайте министерства.
"У нас не так много исков, как в Фонде кино",— констатирует директор департамента кинематографии министерства Вячеслав Тельнов. Если сдача фильма задерживается, чиновники начисляют штрафные санкции, чтобы продюсеры четко исполняли обязательства, уточняет он.
Условия возврата госинвестиций жесткие, отмечает Рубен Дишдишян: вернуть их Фонду кино надо через три месяца после старта в прокате, тогда как кинотеатры в это время еще только начинают отдавать студиям деньги, а средства от продаж на ТВ и цифровые платформы тем более не собраны. Некоторые кинокомпании стоят на грани разорения, и по фильмам, которые выходили в Год кино, чиновники могли бы и смягчить условия возврата или амнистировать их, полагает продюсер.