Evraz поделилась Находкой
Порт выкупают акционеры компании
Не найдя сторонних покупателей на Находкинский морской торговый порт ("Евраз НМТП"), Evraz продает его основным акционерам за $354,4 млн. Источники "Ъ" объясняют, что остальные претенденты не смогли дать хорошую цену и долгосрочный контракт на перевалку для Evraz. По данным "Ъ", НМТП войдет в портовый холдинг компании Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова, развивающей ряд проектов с Романом Абрамовичем.
Evraz договорилась о продаже "Евраз НМТП" за $354,4 млн c кипрской Lanebrook Limited, через которую металлургическую компанию контролируют Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов и Евгений Швидлер (совокупно у них 63,79% акций Evraz). Независимые акционеры должны проголосовать по поводу сделки 23 мая, ее закрытие ожидается 15 июня. Чистый доход для Evraz в таком случае составит $295 млн, которые пойдут на снижение долга (на конец 2016 года — $4,8 млрд).
Evraz консолидировала Находкинский порт в 2003-2007 годах, его мощности позволяют выгружать до 500 вагонов в сутки. В 2016 году грузооборот порта составил около 10 млн тонн угля и металлов. Основные клиенты — Evraz и "Сибуглемет", который управляется Evraz, но, по данным "Ъ", принадлежит структурам, близким к ВЭБу: в 2016 году на них пришлось 66% и 22% перевалки соответственно. Чистая прибыль "Евраз НМТП" за 2016 год — $44,5 млн (в 2015 году — 3,3 млрд руб. по РСБУ).
Продажа "Евраз НМТП" "купирует для Evraz среднесрочные риски, связанные с владением стивидорной компанией в условиях потенциально избыточного предложения услуг по перевалке на Дальнем Востоке РФ в результате реализации в ближайшие годы новых проектов". Также она позволит "высвободить значительные средства" и "сократить расходы на модернизацию оборудования". Как писал "Ъ" в ноябре 2016 года, Evraz, несколько лет искавшая покупателей на порт, осенью оценивала его в 4,5-5 EBITDA, или в $275-300 млн с обязательным условием долгосрочного контракта на перевозку грузов компании на условиях take-or-pay. Среди претендентов источники "Ъ" называли экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина, экс-совладельца Evraz Александра Катунина, совладельца "Новапорта" Романа Троценко, группу "Сумма" Зиявудина Магомедова, "Кузбассразрезуголь", Global Ports, ГК "Дело" Сергея Шишкарева и компании из КНР и Казахстана.
Ряд претендентов считали цену завышенной, но Evraz поступали предложения до $300 млн, говорит один из собеседников "Ъ". Почему акционеры Evraz оказались щедрее, в отрасли предположить не берутся. Источники "Ъ" говорят, что инициатива по сделке исходила от Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова, которая инвестирует в ряд проектов с Millhouse Романа Абрамовича. Так, партнеры владеют 6,5% "Норникеля", 26,6% Highland Gold Mining, 57,8% лесопромышленного холдинга RFP Group, 34% "Азбуки вкуса". В RFP Group входит Амурское пароходство, и на его основе Invest AG начала развивать портовый холдинг, купив в 2016 году у "Норникеля" контрольный пакет Архангельского морского торгового порта. Покупка "Евраз НМТП" укладывается в стратегию Invest AG по портовым активам, а для Evraz важно, чтобы соблюдалась логистическая безопасность, объясняет один из собеседников "Ъ". В сообщении Evraz указывается, что с портом заключен пятилетний контракт на "определенные объемы и по определенным тарифам". В Millhouse, Invest AG и Evraz отказались от комментариев.
Ирина Ализаровская из Raiffeisenbank полагает, что за первое полугодие 2017 года финансовое положение Evraz улучшится за счет высоких цен на уголь, а чистый долг компании и без учета продажи Находки снизится до 2,5 EBITDA с 3,1 на конец 2016 года. Поэтому, говорит аналитик, острой потребности в деньгах у Evraz нет. Источник "Ъ" среди бывших претендентов на порт слышал, что идея продажи порта связана с желанием выплатить дивиденды. Старший вице-президент Evraz Алексей Иванов в марте говорил инвесторам, что компания может выплатить спецдивиденды при реализации активов, но в приоритете снижение чистого долга до 2 EBIDTA. Денис Ворчик из "Уралсиба" добавляет, что сейчас рентабельность стивидоров на высоком уровне, спрос на эти услуги на Дальнем Востоке достаточно велик, что приводит к росту предложения. Так, Global Ports недавно объявила о планах по расширению своих мощностей по перевалке угля в регионе. Среди рисков стивидоров аналитик называет регуляторные инициативы ФАС, а также не видит возможностей синергии между Архангельским и Находкинским портами.