СПГ получил немецкую лицензию

НОВАТЭК купил технологии у Linde

НОВАТЭК приобрел лицензию на технологию крупнотоннажного сжижения газа для своих будущих арктических проектов у немецкой Linde. Теперь у компании появляется возможность активно использовать российское оборудование, что вкупе с созданием российского EPC-подрядчика может снизить геополитические риски проектов. В то же время собеседники “Ъ” на рынке сдержанно оценивают перспективы реального импортозамещения в этой области.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

НОВАТЭК в среду объявил о покупке лицензии у немецкой Linde на крупнотоннажное сжижение газа для своего проекта «Арктик СПГ-2» на базе Утреннего месторождения. Также было подписано рамочное соглашение о стратегическом сотрудничестве с Linde, французской инжиниринговой компанией Technip и НИПИГАЗом, которое «закрепляет основные условия сотрудничества по проектированию и дальнейшей реализации проектов СПГ-заводов на бетонном основании гравитационного типа в рамках “Арктик СПГ-2”, а также последующих СПГ-проектов». Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон заявил по этому поводу, что «подписанные соглашения открывают дорогу для принятия решений по следующим арктическим СПГ-проектам».

Как правило, лицензия на использование технологии сжижения покупается в пакете с другими услугами, причем лицензиар настаивает на использовании со своей технологией конкретных образцов основного оборудования — теплообменников, компрессоров и основных приводов, которые в России либо вообще не производятся, либо никогда не применялись в СПГ-проектах. Крупнейшим лицензиаром является американская APCI (на ее технологии строится текущий проект НОВАТЭКа «Ямал СПГ»), второй по величине игрок — Shell (применено на пока единственном в РФ СПГ-заводе в рамках «Сахалина-2»), также крупным игроком является ConocoPhillips. У Linde есть лицензия на процесс MFC (каскадный процесс на основе смешанного хладагента), который был применен на единственном заводе в Норвегии (Snohvit), который до запуска «Ямал СПГ» остается самым северным в мире. При строительстве Snohvit были применены блочные решения, а основное оборудование устанавливалось на транспортируемую по морю платформу — сходные решения собирается использовать и НОВАТЭК.

Как говорил “Ъ” Леонид Михельсон, НОВАТЭК хотел бы повысить уровень локализации оборудования для своих будущих проектов, что, по его мнению, позволит удешевить проекты и снизит уровень влияния на них геополитических факторов. Сейчас СПГ-технологии не подпали под санкции США и ЕС, однако такие предложения выдвигались. НОВАТЭКу для такой локализации помимо лицензии понадобится EPC-подрядчик, способный интегрировать в технологическую схему российское оборудование. По мнению участников рынка, им может стать НИПИГАЗ в консорциуме с Technip.

Вместе с тем собеседники “Ъ” на рынке скептически оценивают возможности реального импортозамещения ключевого оборудования для СПГ, прежде всего теплообменников и компрессоров. По их мнению, для создания конкурентоспособного оборудования необходимы годы и десятки миллиардов рублей госсредств, при этом целевое оборудование должно быть конкурентоспособно в глобальном масштабе, поскольку только российские СПГ-проекты не смогут окупить подобные инвестиции в локализацию.

Юрий Барсуков

Вся лента