«Почту России» поставили перед фрахтом
Генпрокуратура подозревает руководителей ФГУПа в злоупотреблениях ведомственным авиапарком
Генпрокуратура направила в СКР материалы, в которых настаивает на возбуждении уголовного дела о злоупотреблении полномочиями в отношении "должностных лиц" ФГУП "Почта России". Нарушения были выявлены надзором, проверявшим законность приобретения ФГУПом двух самолетов Ту-204 и их последующей эксплуатации. Замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев, не комментируя претензии Генпрокуратуры, заявил "Ъ", что благодаря собственным самолетам "Почта России" получила возможность организовать работу так, чтобы сроки доставки грузов были быстрыми и не зависели от внешних контрагентов.
Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генпрокуратуры завершило очередную проверку ФГУП "Почта России". По результатам другой проверки надзорного ведомства, касающейся премирования главы ФГУПа Дмитрия Страшнова суммой 95 млн руб., ГСУ СКР возбуждено уголовное о "превышении должностных полномочий" (ст. 286 УК РФ) директором департамента организационного развития Минкомсвязи Ириной Лаптевой, утверждавшей вознаграждение. А еще примерно через две недели московское управление СКР должно решить, был ли состав преступления в премировании заместителей Дмитрия Страшнова на общую сумму около 270 млн руб.
На этот раз прокуроры заинтересовались двумя самолетами Ту-204-100С-03, ранее эксплуатировавшимися "Трансаэро", которые ФГУП в 2016 году приобрел у лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" для того, чтобы доставлять грузы в дальние регионы России. Не став оспаривать саму сделку, одобренную Минкомсвязи и Росимуществом, прокуроры обратили внимание на то, что "Почта России", не имеющая разрешения на полеты, затем сдала самолеты в аренду ООО "Авиакомпания "Авиастар-ТУ"", а потом зафрахтовала их у него.
Причем сделано это было, по версии надзора, "на заведомо невыгодных" для ФГУПа условиях, которые "приводят к необоснованным расходам" предприятия и оплате за его счет перевозки грузов других коммерческих организаций. Согласно выводам проверяющих, только за первый месяц действия аренды и фрахтования Ту-204 "Авиастар-ТУ" получила от почтового ведомства 151 млн руб. за эксплуатацию самолетов (в эту сумму вошли расходы на топливо, аэропортовые сборы и прочие выплаты), между тем сама компания заплатила "Почте России" в качестве арендной платы всего 71 млн руб.
"Таким образом, складывается странная ситуация, когда "Авиастар-ТУ", получив два государственных воздушных судна, за счет разницы цены договоров аренды и фрахта получает двойную прибыль в размере 80 млн руб. за нахождение самолетов в эксплуатации",— считают проверяющие. При этом, по их данным, ФГУП предоставил авиакомпании право использовать арендованные Ту-204 для перевозки грузов трех других компаний. В итоге, по мнению прокуроров, "Почта России" оплачивает расходы авиакомпании, связанные с этим, хотя доля от перевозимых товаров самого ФГУПа не превышает всего лишь 15% от общего объема. По предварительным подсчетам проверяющих, только в декабре прошлого года на двух Ту-204 было перевезено 83 тонны грузов ФГУП "Почта России" и 465 тонн — сторонних организаций. При этом стоимость перевозки килограмма груза для ФГУП "Почта России" с учетом расходов по содержанию и заправке самолетов составляет 970 руб., а для коммерсантов — всего 86 руб.
В действиях должностных лиц "Почты России" прокуроры усмотрели признаки преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), направив материалы для принятия процессуального решения в СКР. "Эти материалы действительно направлены в следственные органы",— сообщил "Ъ" официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.
В компании "Авиастар-ТУ" от комментариев воздержались. "Первые месяцы эксплуатации почтовых самолетов показали экономическую и логистическую эффективность создания "Почтой России" собственного авиапарка,— отметили в пресс-службе ФГУПа.— В период с декабря 2016 по март 2017 года собственные самолеты "Почты России" осуществили 92 рейса и перевезли 831,7 тонны почтовых отправлений и 1815,2 тонны коммерческих грузов. Из них на 24 рейсах были перевезены только почтовые отправления, а на 64 рейсах осуществлялась дозагрузка машин коммерческим грузом в целях повышения экономической эффективности". Претензии Генпрокуратуры в почтовом ведомстве оставили без комментариев.
В свою очередь, замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев (курирует почтовую связь) сообщил "Ъ", что задача, которую решала "Почта России" при приобретении двух собственных самолетов, заключалась в том, чтобы вне зависимости от наличия регулярного авиасообщения обеспечивать своевременную доставку гражданам почтовых отправлений, в том числе из Китая. "Сейчас "Почта России" уже не зависит от того, есть или нет регулярные рейсы на направлениях с наибольшей загрузкой почтой и от возможности авиакомпаний брать почту на такие рейсы",— отметил господин Евраев. По его словам, ФГУП самостоятельно получил возможность организовать работу так, чтобы сроки доставки были быстрыми и не зависели от внешних контрагентов. "Но если не хватает почты для полной загрузки собственных самолетов, "Почта России" берет также дополнительно грузы иных компаний и зарабатывает на их доставке деньги и правильно делает,— считает замминистра.— Потому что рейсы должны приносить прибыль, а не убыток. По сути, получилось совместить интересы граждан по своевременной доставке посылок и интересы предприятия по повышению эффективности его логистики".