Зимний подгон
Продажи авто в Прикамье за квартал выросли сразу на 23%
Рынок легковых автомобилей в Пермском крае продолжает расти — в первом квартале года количество проданных авто выросло на 23,4% (на 1,1 тыс.). Значительный вклад в эту цифру внесли продажи Lada, увеличившиеся относительно 2016 года наполовину. Тем не менее, специалисты пока не делают положительных прогнозов: некоторые автомобильные госпрограммы заканчиваются в середине года.
Объем рынка новых легковых автомобилей в Пермском крае по итогам первого квартала года составил 5,9 тыс., что на 23,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года (4,8 тыс.). За тот же период 2015-го было продано 4587 автомобилей. По данным аналитического агентства «Автостат», за три месяца 2017 года на территории края зарегистрировано 5949 новых автомобилей.
Наибольший прирост показали продажи за март — количество реализованных машин увеличилось на 40,6% (2523 против 1795 шт.). В январе и феврале увеличение составило примерно по 13%.
Среди марок снижение в продажах показали только Toyota и Renault. Лидером прогнозируемо стала Lada — дилерами было продано 2449 авто этой марки (в I квартале 2016-го — 1634). Второй в рейтинге Renault несколько снизил продажи — на 6,9% (621 шт.), однако Kia, занимающая третье место, была продана в количестве 551 шт., что на 85,5% больше. Значительный рост показали также автомобили UAZ (+68,1%) и Lifan (+51,2%). Относительно прошлого года продажи Toyota снизились почти на четверть.
Наиболее популярными моделями на начало этого года стали Lada Granta, Lada Vesta и Kia Rio. Более чем в три раза увеличились продажи Lada Xray (введены в продажу в феврале 2016-го), на 87% увеличилось количество реализованных Lada Kalina. Kia Rio было продано в два раза больше.
Отметим, рост рынка легковых автомобилей в Прикамье после падения начался в начале прошлого года. За первые два месяца 2016-го продажи новых легковых авто в крае выросли на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В марте разница достигла 10,6%. Продажи автомобилей в регионе по итогам 2015 года упали в целом на 47,3%. Рынок начал восстанавливаться в 2016-м, когда жители края купили на 19% легковых авто больше, чем в предыдущем (почти на 5 тыс.).
За январь–март по России также зафиксирован рост количества новых легковых автомобилей — в 9% (137,8 тыс. против 125,9 тыс.). По стране в два раза выросли продажи Datsun и почти на 30% Hyundai. Продажи Lada, как и в Перми, выросли (+13%, первое место), а продажи Lifan снизились на 10%.
По оценке директора «Тoyota Центр Пермь» Анны Бояршиновой, снижение продаж авто этого бренда в Прикамье за квартал снизилось на 15%. По ее мнению, причина в том, что длительное время отсутствовали в наличии Corolla и Highlander, которые составляют 50–60% продаж Тoyota. Плюс, полагает директор автосалона, повлиял запуск новой Camry.
Директор «Брайт Парк», дилера Lada в Перми, Олег Долженков отметил, что продажи Kia увеличились благодаря «стараниям» местных дилеров «Сатурн-Р» и «Вега Моторс». «„Сатурн“, например, заявился на рынок с простыми и понятными решениями: притягательные и мягкие условия для клиентов, а также большой парк авто, — поясняет эксперт. — А Lada Xray и Vesta до сих пор являются дефицитными моделями, их количество не покрывает нужд клиентов». Господин Долженков не верит, что результаты первого квартала показывают общую тенденцию роста. По его прогнозам, рынок 2017 года останется на уровне 2016-го, и снижение начнется с середины года. «Одна из государственных программ по поддержке автопрома, которая предусматривает льготное кредитование при покупке авто стоимостью до 1,15 млн руб., например, заканчивается 1 июня. Велика вероятность, что эта субсидия исчезнет, когда рынок покажет свою состоятельность. Кроме того, ситуация такова, что цены на машины будут стабильно подниматься, потому что автокомпании до сих пор не вернули убытки прошлых лет», — считает он.
Исполнительный директор автоцентра «Демидыч» (Lifan, Datsun) Олег Искандаров уверен, что причины роста пермского рынка стандартны: отложенный спрос, увеличение благосостояния жителей. «Что касается ощутимого увеличения продаж бренда Lifan, — комментирует он, — то причина в том, что многие бренды, в том числе Renault, значительно и необоснованно увеличили цену, а Lifan старается держать прошлогодние невысокие цены».
Дмитрий Камаев