«Контроль над чужой территорией — крайне опасная затея»

Константин Косачев — о намерении США проверить российские порты

Власти США хотят следить за российскими портами. Палата представителей Конгресса одобрила законопроект, который расширяет полномочия американских властей в области контроля за соблюдением санкционного режима против Северной Кореи. Документ предполагает надзор за рядом иностранных портов и аэропортов на предмет торговли с КНДР. В их числе оказались и российские Владивосток, Находка, Ванино. Ведущая «Коммерсантъ FM» Маргарита Полянская обсудила тему с председателем комитета Совета федерации по международным делам Константином Косачевым.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— В чем могут заключаться эти действия по досмотру, как это все будет выглядеть?

— Это нужно спрашивать у американских законодателей, потому что мне контроль над чужой территорией представляется крайне опасной затеей. Но им надо будет, видимо, либо высаживать десант в российские порты и другие порты, которые названы в этом законе, либо останавливать на рейде силовым образом суда, которые следуют в эти порты либо из этих портов, высаживаться на борт, там проверять судовые документы, содержимое груза. Все это связано с нарушением суверенитета соответствующей стороны, в данном случае — России. Потому что и наши порты, и суда, которые идут под российским флагом, безусловно, находятся под российским суверенитетом.

Поэтому я просто не представляю, как это может выглядеть на практике, я искренне надеюсь на то, что либо у Сената, либо у президента США хватит здравого смысла и, извините, чувства самосохранения, чтобы не выпустить этот закон в практическую жизнь.

— Таким образом Москва при любом раскладе не готова подобные действия со стороны США допустить? Как сейчас Москва будет реагировать и действовать, чтобы этого не допустить?

— Давайте вернемся к началу. Эти действия абсолютно противоречат международному праву, потому что никто не уполномочивал США следить за выполнением резолюции Совета безопасности ООН. Они это право себе последовательно присваивают. Мы помним, что произошло с бомбовым ударом по сирийскому аэропорту, вот сейчас новая попытка, то есть американцы ставят свое национальное законодательство выше международного, в этом нет никакой новости. Но они пытаются себе присвоить одновременно функции следователя, судьи, прокурора и палача, то есть они определяют кто прав, кто виноват, они определяют степень этой виновности и формат воздействия. Вот это американцы пытаются делать повсеместно, в том числе, как теперь выясняется, и в отношении России, потому что если, не дай бог, этот закон вступит в силу, если у американцев будет какая-то своя точка зрения, что Россия что-то там нарушает, неизбежно за этим можно предположить некие акции возмездия. И это абсолютно недопустимая история, с которой Россия ни при каких обстоятельствах не может согласиться. Надеюсь, что с ней не будет соглашаться и Совет безопасности ООН.

— Но каким-то образом российская сторона должна сейчас контактировать с американской, чтобы этот вопрос урегулировать или хотя бы понять, зачем этот закон нужен, каким будет его будущее?

— Да, я думаю, что это нужно делать по всем возможным каналам. Вот я как российский парламентарий реагирую на действия американских конгрессменов, еще раз повторю, что далее должны, конечно же, работать и наше Министерство иностранных дел, и Министерство транспорта, в ведении которого находятся порты, разумеется, если потребуется, Министерство обороны, спецслужбы. Нужно американцам подробно, внятно объяснять последствия реализации этого закона, если, не дай бог, он увидит свет и начнет реализовываться, здесь не должно быть никаких секретов для наших американских так называемых партнеров.

Вся лента