Франция голосует ногами
Низкая явка может повлиять на итог президентских выборов
Президентская гонка во Франции достигла кульминации. Завтра определится, кто из двух кандидатов — глава правого «Национального фронта» Марин Ле Пен или лидер центристского движения «Вперед!» Эмманюэль Макрон — будет в ближайшие пять лет руководить страной. Социологи сулят победу господину Макрону, однако вряд ли она будет триумфальной. На результате может сказаться прогнозируемая невысокая активность избирателей — ожидается самая низкая явка на подобных голосованиях с 1969 года.
В явочном порядке
Согласно опросам общественного мнения, Эмманюэль Макрон должен с существенным перевесом победить на воскресных выборах. Между первым и вторым туром политик сначала утратил пять пунктов рейтинга, позволив почти догнать себя Марин Ле Пен, но затем в среду вечером удачно провел дебаты: 63% телезрителей отдали предпочтение именно лидеру движения «Вперед!». По последним данным компании OpinionWay, господин Макрон может рассчитывать на 62% голосов, в то время как госпожа Ле Пен — всего на 38%.
Казалось бы, позициям кандидата Макрона ничего не угрожает. Однако, как предупредил “Ъ” директор Французского института международных отношений (IFRI), эксперт клуба «Валдай» Тома Гомар, «говорить о победителе слишком рано, Эмманюэль Макрон еще не президент». Господин Гомар напоминает, что результаты первого тура (Эмманюэль Макрон с 23% и Марин Ле Пен с 21% голосов) также «стали неожиданностью» для социологов — предполагалось, что первое место займет лидер «Национального фронта».
Во втором туре может реализоваться другой сценарий. Если в воскресенье сторонники Эмманюэля Макрона поленятся дойти до избирательных участков, решив, что игра уже выиграна, повторится история отца Марин Ле Пен, основателя «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пена. В 2002 году социалист Лионель Жоспен, который считался едва ли не фаворитом, сенсационно вылетел в первом туре. Причиной, в частности, стало то, что сторонники «Национального фронта» дружно пришли на избирательные участки — и вывели господина Ле Пена в решающий раунд.
На нынешних выборах призрак безразличия обнаружился уже в количестве телезрителей, которые в среду вечером посмотрели финальные президентские дебаты. Спор Эмманюэля Макрона и Марин Ле Пен заинтересовал лишь 16,5 млн человек, в то время как во время прошлых кампаний это число доходило до 30 млн.
По мнению социологов, это означает, что многие французы не видят на выборах своего кандидата, чем и разочарованы. Как показал первый тур голосования, собственных избирателей у господина Макрона всего 24%.
Марин Ле Пен тем временем уже повторила отцовский успех 2002 года и вышла на финишную прямую. Поэтому ее противники повсюду — в газетах, по телевизору и в интернете — в последние дни активно призывают избирателей идти голосовать. Считается, что все, кого уговорят прийти, проголосуют за господина Макрона. Видимо, сторонников Марин Ле Пен уговаривать не надо — они явятся сами.
Как сообщила вчера газета Le Figaro со ссылкой на соцопрос, проведенный компанией Odoxa, явка во втором туре составит около 75%. Это станет самым низким показателем для подобного голосования во Франции с 1969 года. При этом чем ниже он будет, тем более высокими будут шансы на успешное выступление Марин Ле Пен.
Ситуативные союзники
Впрочем, далеко не все, кто придет на участки, сделают однозначный выбор. В 2017 году во Франции разрешили так называемое белое голосование: если в урну будет опущен конверт без имени, явка будет засчитана, голос — нет.
Разными будут и мотивы голосования. По данным социологов, идейных сторонников Марин Ле Пен больше тех, кто сознательно отдаст голос именно за Эмманюэля Макрона. Но «лепеновцев» много меньше, чем тех, кто будет голосовать не за программу кандидата Макрона, а против главы «Национального фронта». К голосованию «от противного» призывали и правые в лице «республиканцев», и левые.
Еще пока правящие социалисты, поспешившие заявить о «блоке против Марин Ле Пен», решили, что Эмманюэль Макрон — не дезертир, каким он был для них всего год назад, а надежда партии (в которой он, кстати, никогда не состоял). К видным деятелям Соцпартии, давно заявившим о солидарности с движением «Вперед!», присоединяются все новые партийные лидеры — в том числе и президент Франции Франсуа Олланд. При этом поддержка со стороны непопулярных министров (вроде нынешнего премьера Бернара Казнёва) скорее мешает кандидату набирать очки, чем помогает ему: оппоненты заранее упрекают господина Макрона в несамостоятельности и продолжении «провальной» политики Франсуа Олланда.
Перед вторым туром Марин Ле Пен получила поддержку лишь одного кандидата — представителя правого движения «Вставай, Франция!» Никола Дюпон-Эньяна. Он взял в первом туре только 4,73% и, следовательно, проиграл не только морально, но и материально (чтобы заработать право на государственную компенсацию предвыборных расходов, надо было набрать более 5%). В благодарность за публичную поддержку Марин Ле Пен уже пообещала господину Дюпон-Эньяну пост премьер-министра в своем будущем гипотетическом правительстве. Вчера политики вместе посетили собор в Реймсе, где были коронованы 25 французских королей. Символический визит, однако, закончился не слишком торжественно: противники «Национального фронта» попытались закидать лидера партии и ее спутника яйцами.
Эксперты ожидают также, что к Марин Ле Пен в день выборов перебежит правый фланг бывших сторонников «республиканца» Франсуа Фийона (20,01% в первом туре) и часть соратников левого политика Жан-Люка Меланшона (19,58%), которые считают Эмманюэля Макрона ставленником капиталистов и преемником социалистов в одном лице.
Радикальных изменений от лидера движения «Вперед!» действительно ждать не стоит — причем как во внутренней, так и во внешней политике. «Есть две эпизода, которые можно считать резюме предвыборной кампании. Первый — Макрона приветствует в Берлине (канцлер Германии.— “Ъ”) Ангела Меркель. Второй — Марин Ле Пен приветствует в Москве (президент РФ.— “Ъ”) Владимир Путин. Эти моменты отражают то, как кандидаты видят мир»,— заявил “Ъ” Тома Гомар. Собеседники “Ъ” и в Москве, и в Париже сходятся во мнении, что господин Макрон будет придерживаться «единого европейского подхода» в отношении России и едва ли будет активно лоббировать смягчение санкций.
Президент не для всех
При этом вероятная победа Эмманюэля Макрона будет означать для него лишь столкновение с новыми проблемами. Легко призывать к тому, чтобы остановить «Национальный фронт» и Марин Ле Пен. Гораздо сложнее будет игнорировать более чем 8 млн соотечественников — ее избирателей. Они никуда не денутся, и с ними надо будет договариваться. Не зря во время последних дебатов кандидат от движения «Вперед!» раздавал сторонникам «Национального фронта» авансы, подчеркивая: они имеют все основания поддерживать своего лидера и не заслуживают упреков — в отличие от руководства партии.
В возможном президентском будущем Эмманюэлю Макрону не обойтись и без поддержки парламента (в котором сейчас господствуют правящие социалисты) и регионов. Выиграть на президентских выборах вовсе не значит победить на парламентских, которые состоятся совсем скоро — 11 и 18 июня. На этих выборах из года в год побеждают одни и те же люди, и Эмманюэлю Макрону будет сложно привести к власти обещанные им «новые лица». И если сделать это не удастся, то ему придется править страной все с тем же депутатским корпусом, расплачиваясь с ним за каждую уступку.
И у правых, и у левых депутатов накопилось к кандидату Макрону немало вопросов, на которые президент Макрон будет вынужден отвечать. К голосу улиц ему также придется прислушиваться: лозунг «Ни Ле Пен, ни Макрон!» на последних демонстрациях пользовался большой популярностью.