В регионы пришла весенняя нестабильность
Фонд «Петербургская политика» оценил социально-политическую устойчивость в субъектах РФ
В очередном рейтинге фонда «Петербургская политика» по итогам апреля показатель социально-политической устойчивости снизился сразу у 33 регионов. Арест главы Марий Эл Леонида Маркелова и главы Удмуртии Александра Соловьева ударил не только по этим субъектам, но и в целом по положению губернаторов в стране. К этому добавились местные проблемы в регионах — от протестов против повышения тарифов на ЖКХ до активного обсуждения сноса пятиэтажек в Москве.
В новом ежемесячном рейтинге сразу 33 региона потеряли от 0,1 до 1 балла по десятибалльной шкале. Больше всего просели Марий Эл и Удмуртия — каждый регион потерял по 1 баллу. Оба переместились из группы с «пониженной устойчивостью» в группу со «слабой устойчивостью». Авторы отмечают, что «арест и увольнение главы Удмуртии Александра Соловьева, а также арест спустя несколько дней после “добровольной” отставки главы Марий Эл Леонида Маркелова стали серьезным ударом по политической субъектности региональных элит». «Несмотря на то что это уже далеко не первое уголовное преследование глав субъектов федерации, в данном случае оно было воспринято в качестве “показательных” репрессий,— говорится в докладе.— События вокруг Соловьева и Маркелова были прочитаны многими представителями региональных элит как элемент нарастания децентрализации и хаотичности в принятии политических решений об арестах». А «последующее широкое тиражирование (в том числе с подачи правоохранителей) информации о неблагоприятных условиях пребывания под стражей» арестованных губернаторов «содействовало росту деморализации и дальнейшему понижению статуса государственной гражданской службы».
«Неустойчивость положения губернаторов» продемонстрировали и «вбросы информации о грядущих в мае отставках новой партии губернаторов (называются главы Калужской, Омской, Псковской, Самарской областей, Приморского края — падение от -0,2 до -0,3 балла)». Еще несколько регионов «оказались дестабилизированы отставками председателя правительства (Астраханская область, -0,3 балла) или даже всего правительства (Хакасия, -0,3 балла)».
Авторы рейтинга отмечают рост влияния местной повестки «на общий социальный фон в миллионниках и крупных городах», где тоже обнаружилась напряженность: «Срыв выборов мэра Омска (-0,3 балла в рейтинге региона), обострение конфликта вокруг формирования городских органов власти в Красноярске (-0,2 балла), неудавшиеся попытки краевой администрации взять контроль над мэрией Владивостока (-0,2 балла), рост напряженности в отношениях республиканских властей Башкортостана и мэрии Уфы (-0,2 балла), успех протестов в Новосибирске против 15-процентного повышения тарифов на коммунальные услуги». Хабаровский край потерял 0,4 балла из-за нападения подростка на приемную ФСБ в Хабаровске, при котором погибли два человека.
В Москве проблемной темой стал проект сноса пятиэтажек. «Поначалу встреченный нейтрально, по мере “привязки” к конкретным районам, кварталам и домам он вызвал рост тревожности граждан,— говорится в докладе.— Стало очевидным, что эта тема вряд ли может использоваться как ключевая в борьбе за умонастроения москвичей накануне президентских выборов в силу продуцирования серьезнейшего внутригородского раскола». Отмечается, что «подобно выборам мэра 2013 года, действия, первоначально запланированные для усиления политических позиций Сергея Собянина, по мере разворачивания породили многообразные политические и социальные риски». Москва потеряла 0,1 балла в рейтинге.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов сказал “Ъ”, что не стал бы говорить об «обвальном падении устойчивости», но, тем не менее, свою роль в ее понижении сыграли несколько факторов. «Правоохранительный фактор, слухи о продолжении замены губернаторов, рост напряженности в элитах крупных городов, акции дальнобойщиков, где регионы во многом остались один на один с протестующими и импровизировали,— перечисляет он.— Потенциально лето — хорошее время для отращивания рейтинга обратно вверх. Но многое будет зависеть от того, “рассосутся” ли события, которые весной рассматривались как тревожные,— вроде акций дальнобойщиков, реновации и протестов вокруг Исаакиевского собора».