А король-то гопник
Гай Ритчи представил короля Артура криминальным авторитетом
Премьера кино
Если на афише фильма про короля Артура стоит имя Гая Ритчи, можно даже не сомневаться, что он будет иметь к циклу артуровских легенд примерно такое же отношение, как ритчиевский «Шерлок Холмс» — к рассказам Конан Дойла. И действительно, это весьма вольная, но страшно обаятельная вариация на тему, как если бы Томаса Мэлори пересказывал Джордж Р. Р. Мартин, у которого при этом внезапно прорезалось бы чувство юмора. Разве что драконов не хватает, зато имеются слоны размером с 30-этажный дом, гигантские змеи и исполинский гибрид человека с осьминогом.
Когда в 2014 году работа над фильмом только начиналась, он даже назывался по-другому — «Рыцари Круглого стола» — и рассматривался как первый в масштабной франшизе из шести фильмов. Затем последовали изменения в кастинге, несколько сдвигов прокатных дат, и, видимо, где-то в середине этого процесса студия махнула рукой на идею франшизы, предоставив режиссеру полную свободу действий. Несмотря на антураж условно средневекового фэнтези, «Меч короля Артура» — абсолютный «фильм Гая Ритчи» по стилю и духу, со всеми характерными приемами: погонями по узким городским улицам, изобретательными драками, диалогами, полными взаимных подначек, монтажом, по несколько раз раскручивающим одну и ту же историю взад-вперед, и целыми кусками в беспощадной замедленной съемке (здесь они вполне уместно объясняются влиянием магической природы меча Экскалибура на сознание своего истинного хозяина). Возможно, местами режиссеру отказывает чувство меры, зато благородного безумия точно хватает на все два часа экранного времени — насколько это вообще возможно в очень авторском кино с бюджетом в $100 млн.
Начинается все, как и положено легенде, с эпического пролога: битвы за Камелот со злыми магами. Защитники замка, которых возглавляет отец Артура, Утер Пендрагон (Эрик Бана), побеждают, однако у короля есть завистливый и одержимый жаждой власти младший брат Вортигерн (Джуд Лоу). Он вступает в сговор с темными силами, захватывает корону, а король погибает, напоследок успев спасти своего маленького сына. Принц оказывается в городе Лондиниуме, где его подбирают работницы борделя, в котором он и растет, не подозревая, что является законным наследником престола, проходя суровую школу улиц и в итоге становясь криминальным авторитетом районного масштаба. История взросления Артура показана с помощью энергичного клипового монтажа, который наверняка вызовет счастливую мину узнавания у поклонников режиссера, как и колоритная панорама лондонского — извините, лондиниумского,— дна, криворожие и гнилозубые обитатели которого, судя по фильмам Ритчи, за последние тысячу лет совсем не изменились. Правда, тут им составили компанию знакомые лица из «Игры престолов» и викинги, которые как будто высадились десантом прямо из одноименного сериала.
Коварный Вортигерн тем временем строит огромную магическую башню, которая должна будет окончательно укрепить его могущество, и все дальше уходит на темную сторону, в королевстве пышно расцветают беззаконие и нарушения прав человека, а глухое недовольство населения подавляют насквозь коррумпированные силы правопорядка. Наконец вследствие одного небольшого недоразумения с законом пути молодого Артура (Чарли Ханнэм) и государственной власти пересекаются самым драматическим образом. Тут-то и выясняется, что именно Артур — к своему собственному удивлению и бесконечному раздражению короля-злодея — может вытащить из того самого камня тот самый меч. Теперь аполитичному правонарушителю, хоть и с явной неохотой, придется оставить воровскую жизнь и возглавить силы сопротивления злу, состоящие наполовину из тех же лондиниумских гопников, а наполовину — из опытных подпольщиков: девушки-мага с безумным взглядом (Астрид Берже-Фрисби), бывшего соратника Утера Пендрагона — сира Бедивера (Джимон Хонсу) и некоего Скользкого Билла (Эйдан Гиллен). Все вместе они больше напоминают не рыцарей Круглого стола, а более отвязную средневековую компанию — Робин Гуда и его лесных разбойников.
Ханнэм, обычно довольно невыразительный в ролях положительных главных героев, на которые его все время примеряют, здесь наконец оказался на своем месте — Ритчи удачно использует его грубоватое обаяние уличного хулигана, отполированное за семь сезонов в «Сынах анархии». Впрочем, когда на экране появляется невротически харизматичный Вортигерн, которого Лоу играет с прямо-таки шекспировским размахом, главный герой несколько бледнеет. К счастью, совместных сцен у них мало, но все же достаточно для того, чтобы неизбежную победу сил прогресса принимать к сведению с чувством довольно неглубокого удовлетворения.