РСПП просит упростить ГИС ЖКХ
Минкомсвязь видит в этом борьбу за финансовые потоки
РСПП направил вице-премьеру Дмитрию Козаку законопроект об избавлении бизнеса от крупных штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. В Минкомсвязи говорят, что бизнесу не нравится расширение возможностей оплаты коммунальных услуг в системе — крупным компаниям дорога монополия на расчеты через свои РКЦ. В технические проблемы самой ГИС в ведомстве не верят — система работает и даже при «падении» восстанавливается за час, говорят чиновники.
После жалоб на нестабильную работу государственной информсистемы ЖКХ вице-премьеру Дмитрию Козаку (см. “Ъ” от 25 апреля) РСПП подготовил законопроект о снятии избыточных требований к размещению в ней информации о расчетах за коммунальные услуги. Документ уточняет составы нарушений КоАП в этой сфере и снижает потолок штрафов для поставщиков коммунальных ресурсов с 200 тыс. руб. до 30 тыс. руб. Напомним, РСПП не устраивает в ГИС ЖКХ скорость передачи данных, постоянные обновления, требующие доработки IT-систем бизнеса, и «несвойственный» ГИС платежный и расчетный функционал. Также в союзе хотят избавиться от возможности неоплаты гражданами счетов ЖКХ при отсутствии данных о них на портале ГИС, опасаясь лавины неплатежей.
По мнению же замглавы Минсвязи Михаила Евраева, жалобы энергетиков являются «надуманными». ГИС не является расчетной системой — информация о начислениях гражданам за коммунальные услуги загружается в нее подключенными к системе компаниями, оказывающими жилищные услуги или поставляющие коммунальные ресурсы в дома. Сама система ничего не рассчитывает и не является участником рынка ЖКХ. Что касается платежного функционала — он есть, потому что граждане должны иметь возможность платить за услуги ЖКХ непосредственно на портале так же, как и в любом банке — обеспечить это прямо требовало поручение президента.
Не согласны в Минкомсвязи и с прогнозами комиссии РСПП по ЖКХ, что система «ляжет» под нагрузкой, что поставит всю отрасль под угрозу массовых штрафов. В ГИС уже зарегистрированы 75 тыс. организаций, 11,5 млн домов, 89 тыс. тарифов, 500 тыс. договоров управления, 9,3 млн приборов учета, более 36 млн лицевых счетов. «ГИС создавали как агрегатор всей информации о состоянии ЖКХ в стране. Она позволяет гражданам видеть свои начисления и факты оплаты, платить за услуги, передавать данные показаниях приборов учета, не выходя из дома, знакомиться с документами об управлении домом и актами выполненных работ, подавать жалобы в управляющие компании госорганы, а в дальнейшем — и проводить голосование по дому электронной форме. С ней уже интегрированы 2 тыс. IT-систем поставщиков услуг, которые в рабочем режиме ежедневно передают информацию. И если даже в сервер будет прямое попадание снаряда, то в соответствии с техзаданием срок полного восстановления работоспособности сохранением внесенной информации — максимум один час»,— говорит Михаил Евраев.
ГИС работает частично на собственных серверах Почты России, частично — на предоставляющих соответствующие услуги центрах обработки данных. Разработка и поддержка ГИС осуществляется полностью за счет средств предприятия, окупаемость системы предполагается осуществить за счет того, что многие граждане захотят иметь удобный способ оплаты платежей за ЖКХ. «Мы рассчитываем, что для Почты России этот проект окупится ориентировочно к 2022 году»,— говорят в министерстве. «В настоящее время за платежи на портале комиссия не взимается — хотя в будущем все будет зависеть от заключения договоров с предприятиями отрасли»,— поясняет чиновник.
Аргумент комиссии РСПП о задержках средств при оплате услуг через портал системы господин Евраев опровергает отсутствием претензий к банку-оператору со стороны Банка России: по его словам, сроки проведения платежей не выходят за требования ЦБ. При этом «сейчас через портал проводятся примерно 280 платежей в неделю — о "зависании" каких сумм говорят в РСПП?»,— интересуется он.
Обращение РСПП к господину Козаку в Минкомсвязи объясняют тем, что из-за расширения способов оплаты услуг крупные поставщики услуг, ранее принимавшие их через собственные расчетно-кассовые центры, теряют эту монополию — как и ряд регионов, также заинтересованных в оплате ЖКУ через сети своих РКЦ. Кроме того, в Минкомсвязи отметили, что далеко не все компании хотели бы работать в открытой и конкурентной среде. «Претензии к тому, что платежи, сделанные непосредственно на портале ГИС ЖКХ, обрабатываются Почта банком, вообще очень странные,— говорит господин Евраев.— Вы когда авиабилеты в интернете покупаете, вас не смущает, что платежи идут через банк-оператор, обслуживающий авиакомпанию? Тут то же самое. Более того, граждане могут оплачивать ЖКУ через любой банк, а ГИС ЖКХ при этом значительно расширяет конкурентную среду, предоставляя информацию о начислениях и счетах получателей любому банку. Конечно, это разрушает монополизм созданных отдельными компаниями расчетно-кассовых центров, вызывает их понятное недовольство, но для государства целом уходить от такого монополизма правильно»,— уверен он.
В аппарате господина Козака вчера подтвердили получение законопроекта РСПП. По данным “Ъ”, ранее с аналогичным письмом к нему обращалось «Интер РАО» — Минкомсвязи и Минстрою уже поручено «проработать и представить согласованные предложения».
“Ъ” будет следить за развитием событий.